Ведущий:
Спасибо, Диана Иосифовна. На самом деле вы сказали очень важные вещи, которые частично здесь обсуждались. И важность их заключается еще и в том, что почему-то традиционно никто ничего не делает из топ-менеджеров каналов и радийных, и телевизионных. Я сейчас говорю о средствах массовой информации, которые работают с материалами искусства в формах самого искусства. Потому что печатные СМИ отражают события музыкальной жизни или театральной жизни не в формах самого этого искусства, они рассказывают о чем-то, используя свои формы, текстовые в большинстве случаев. А радио и телевидение, и интернет на сегодняшний день, как электронные СМИ, безусловно, работают с искусством в его собственных формах, что, с одной стороны, очень важно, а с другой стороны, очень сложно. И с третьей стороны, довольно опасно, потому что существует иллюзия возможности механического перенесения какой-то формы искусства в электронную среду, и такое впечатление, что она будет работать точно так же, как она работает, например, в концертном зале, что не соответствует действительности. Но на самом деле сейчас происходят вещи, например, на канале «ТВЦ», который вовсе не является специфическим каналом, связанным с культурной проблематикой, возникла еженедельная линейка ночных программ, которая называется «Собрание сочинений», где действительно блестящие, замечательные концерты, прекрасно снятые и совершенно адаптированные, отформатированные для такого рода аудитории. Но это в основном бывает связано с пристрастиями менеджеров канала, и все это загоняется далеко в ночь, в не очень привлекательное для рекламодателей время.
Нет такого нормативного документа, который утверждал бы, что аудиторию у классического искусства или высокого искусства, как ни назови, составляют старики. Ничего подобного нет, никто такого не утверждал. Но почему-то с удивительным постоянством менеджеры средств массовой информации настаивают на том, что это аудитория либо возрастная, либо стареющая, что абсолютно не соответствует действительности. И я хотел бы сейчас предоставить слово человеку, который очень много сделал для того, чтобы такого рода мифы развеивались, этот человек представляет как раз печатное средство массовой информации, но очень много работающее и в сетевом режиме, и в сотрудничестве с разными электронными средствами массовой информации. Слово Марине Старуш, заместителю главного редактора газеты «Культура»
Марина Старуш, заместитель главного редактора газеты «Культура»:
Я действительно представляю печатное СМИ, это еженедельник «Культура», который все 75 лет своего существования как раз и сосредоточен на том, чтобы продвигать высокое, скорее, академическое искусство. Мы видим в этом свое предназначение, миссию, и это и есть наша реальная журналистская практика. Но мне хотелось бы привлечь внимание уважаемой аудитории не столько к ситуации, которая сложилась с освещением культурных событий в печатных СМИ в городе Москве, здесь есть некоторые свои проблемы, но между тем, многие присутствующие могут подтвердить, что московская культурная жизнь, и в том числе события в сфере высокого, элитарного искусства очень многие печатные СМИ проходят мимо освещения этих событий, пытаясь по возможности участвовать в разных этапах представления того или иного события. Они анонсируют это событие, рецензируют это событие, наконец, они беседуют с непосредственными исполнителями или участниками того или иного проекта. Мне хотелось бы сказать немного о другом. Газета «Культура» на протяжение последних 12-ти лет пытается выстраивать и, как мне кажется, выстроила очень тесные партнерские связи с крупными региональными изданиями, которые работают в крупных российских культурных центрах. Мы с периодичностью раз в два года проводим семинары с нашими коллегами из российских регионов при поддержке Фонда Форда и, как нам представляется, хорошо владеем ситуацией в сфере культурной журналистики. Так вот, если иметь в виду, насколько эффективно осуществляется продвижение высокого искусства в наших региональных СМИ, то, к сожалению, практически первый вопрос, на который нужно искать ответ, это где это делать, где продвигать высокое искусство. Дело в том, что приблизительно с 1998 года в российских региональных печатных СМИ обозначена крайне печальная тенденция: сокращаются площади, которые отводятся для освещения культурных событий. Если ранее культурная жизнь региона освещалась в объеме газетной полосы хотя бы раз в неделю, то сейчас подобного рода информация в лучшем случае растворяется и начинает конкурировать с общей новостной картиной дня, где, разумеется, культурное событие, несмотря на то, что оно является заметным и, возможно, стратегически важным для духовной жизни того или иного города, разумеется, не может конкурировать с простыми бытовыми новостями и событиями. Даже элементарное сокращение площади, которая отводится на освещение культурных событий, на самом деле чревато вполне серьезными проблемами. Главная из которых заключается в том, что молодому поколению российских критиков практически негде оттачивать, совершенствовать свое мастерство и иметь соответствующую журналистскую практику. Это проблема первая. Проблема вторая, отчасти, связанная с первой, заключается в том, что по нашим наблюдениям и по наблюдениям наших коллег происходят еще более неприятные вещи: происходит подмена качественных текстов, посвященных рецензированию или освещению того или иного события из сферы высокой культуры, на некие тексты, связанные с закулисными или околокулисными событиями, связанные не с оценкой этого события как такового, а с изучением того, не сопровождалось ли это событии какого-нибудь рода скандалом и так далее. Таким образом, по сути дела, серьезная критика вымывается за пределы массовых влиятельных газет. И уже вырастает поколение читателей и, к сожалению, даже поколение журналистов, у которых слишком разнится по сравнению с нами представление о том, что есть качественная, квалифицированная рецензия, что есть качественное, квалифицированное освещение того или иного события культуры. Мы очень много с коллегами говорим и размышляем на эту тему, мы отдаем себе отчет в том, что в какой-то мере, возможно, даже в значительной, это является проблемой корпоративной, проблемой, которую надо обсуждать внутри нашего журналистского корпуса. Но вместе с тем, совершенно понятно, что это проблема не только корпоративная, это проблема состояния общества, отношения в разных слоях общества, во-первых, к культуре вообще и, во-вторых, к тем средствам массовой информации, которые пытаются поддерживать и пропагандировать национальную культуру. Спасибо.
Ирина Герасимова:
Если можно, все-таки в отношении того, может ли помочь газета не в плане рецензии нам, тем людям, которые производят музыкальные программы, а может быть, в плане анонсирования, в плане того, чтобы привлечь аудиторию? Или вас такой жанр не очень радует, и вы предпочитаете все-таки постфактум писать о каком-то событии?
Марина Старуш:
Вы знаете, если речь идет о крупном, заметном культурном событии в городе, как правило, мы вообще как бы проходим три этапа: мы действительно анонсируем это крупное культурное событие. Скажем, не будем далеко ходить, из последних: Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. Мы анонсировали это событие на первой полосе газеты, мы будем рецензировать наиболее заметные концерты, то есть пройдет не один текст по поводу этого фестиваля. И не исключено, что мы будем беседовать с кем-нибудь из исполнителей или менеджеров проекта.
Ирина Герасимова:
А все-таки молодые исполнители, которые поражают иногда воображение слушателя и пропадают потом в неизвестности… Вот мы сейчас с Дианой Иосифовной обменялись впечатлениями, она вчера услышала какого-то супербалалаечника, я не слышала, а я две недели назад услышала невероятной красоты исполнение солистки-гуслярши. Вообще подумать, что такое существует в Москве, мы просто не могли. И об этом никто не знает и никогда не узнает. Молодые исполнители нуждаются в продвижении и анонсировании. Хотите ли вы этим заниматься?
Марина Старуш:
Я считаю, что выражу некое общее профессиональное мнение: у нас в отделе музыки работают два очень серьезных музыкальных критика, признанный специалист в области балета Елена Федоренко и очень известный оперный критик Дмитрий Морозов. И мне кажется, что сейчас для газеты «Культура» пишут самые заметные музыкальные критики, специализирующиеся в разных областях. Поэтому мне кажется, что за нашими текстами стоит еще очень уважаемое экспертное мнение. Но, с другой стороны, мы отдаем себе отчет, что все объять в рамках такого мегаполиса, как Москва, практически невозможно. Поэтому мы были бы признательны, если бы коллеги сообщали нам о тех исполнителях, до которых, насколько мне известно на данный момент времени, у нас еще не дошли руки. Я думаю, что в этом и может выражаться наше плодотворное сотрудничество в том числе.
Валентина Иванова, радио «Культура»:
Я просто хотела добавить. Мы здесь собрались для того, чтобы обсудить пути привлечения как можно большего количества слушателей или читателей, людей, которые любят искусство. И мне хотелось бы сказать о том, как трудно бывает продвигать тот или иной культурный проект, продукт, в частности, радио. Когда ты обращаешься в печатные средства массовой информации, нам говорят: радиотеатр? театр мы понимаем, да, мы напишем в рубрике «Театр», а радиотеатр – это что-то среднее, это какой-то средний продукт. Может быть, как-то нам все-таки определиться, потому что радио доносит формы искусства своим специфическим путем, определиться с местом радио тоже в печатных СМИ, и пусть радиоспектакли и радиотрансляции имеют такое же место в печатных СМИ, как и Пасхальный фестиваль.
Грэм Диксон:
Я думаю, что меняются формы рецензирования, новые средства массовой информации дают нам новые возможности, прежде всего стала очень востребована предварительная рецензия. Я считаю, что предварительная рецензия гораздо лучше, чем рецензии постфактум, потому что когда материал есть и можно его послушать через неделю, то информация о программе может стимулировать желание послушать ту или иную программу. И мне никогда не было интересно читать рецензию о концерте, если я там был, слушал, и у меня сложилось собственное впечатление от увиденного и услышанного. Собственно, надо самому присутствовать на концерте, гораздо интереснее прочитать заранее, написать заранее рецензию. Поэтому рецензии в газетах и на наших вэб-сайтах должны быть более важными, потому что вы почитаете о чем-то, куда вы не сможете пойти, что вы не можете испытать. И одна из тем сегодняшнего утреннего заседания – это рекомендации, помните, я говорил, что люди интересуются в обычных разговорах, что люди думают о каком-то культурном событии. И доказательство этому, я не знаю, много ли вы покупаете книг через «Амазон.com», вы можете там даже напечатать свою собственную рецензию, и потом члены сообщества читают ее, узнают, что вы думаете об этой книге. И вы можете почитать их мнение, и вы можете купить книгу на основе рекомендаций таких же читателей, как вы. Мы пытались это сделать с нашими концертами, особенно летом, мы открыли такое пространство, поэтому наши слушатели после концерта пишут свои рецензии, высказывают собственное мнение. Таким образом происходит дискуссия, получается программа, созданная самими слушателями. Появилась новая тенденция на медийном рынке – мы должны переоценить то, что делает рецензент, критик. И мы должны больше интересоваться обычными людьми. Мы можем узнать о политических новостях из газет, но, конечно, мы также можем обсуждать политику и знать, что происходит в мире политики, рассматривая блоги человека, который пишет о том, о чем он хочет писать, о том, что происходит в мире. Новые медиа дают огромные возможности для демократизации обсуждения. Это не журналисты, которые нас кормят информацией, мы все члены сообщества равных, и мы можем обсуждать это. Во всех областях есть такие возможности, и в культуре мы можем создать такой проект участия, если будем использовать новые средства массовой информации как можно шире.
Ведущий:
Только что затронута очень важная тема. Речь идет о новых способах продвижения культурных продуктов и о новых способах анонсирования культурных проектов, их обсуждения, и новых формах рекомендательной деятельности в сфере культуры. Грэм уже говорил о том программном изменении, которое произошло в эфире «Радио-3», а именно о переходе, как здесь было сказано, к доверенному советчику, то есть радио рассматривается как некоторый гид, которому люди доверяют и который ведет их по этому сложному полю, это очень важная функция. Грэм говорил о возникновении сетевых сообществ, очень важных на сегодняшний день, которые концентрируются вокруг разного рода интернет-сервисов и хостингов. У нас очень активно началась эта жизнь, она связана прежде всего с таким хостингом, как «Живой журнал». Это огромное сообщество, которое растет не по дням, а по часам. И если войти в какой-то из кругов этого сообщества, то вы получите и рекомендательные услуги, при этом это абсолютно бесплатные услуги, и услуги, связанные с рецензированием чего-то. Возникают сообщества с общими интересами, с общими взглядами на жизнь, они растут, и от тех, кто занимается проектами, связанными с высоким искусством, медийными или офлайновыми, требуется знание этих сообществ, потому что они играют все большую роль, и понимание того, какого рода информация должна быть запущена в то или иное сообщество, которое существует в сети. Не так давно была сделана первая попытка внедрения такого сообщества в эфир большого федерального канала. На канале «ТВЦ» выходила программа, которая называлась «Бойцовский клуб». Это была дискуссия, происходившая в одном из самых модных интеллектуальных мест города Москвы, кафе «Билингва». В этом кафе собираются блогеры и люди, которые связаны с «Живым журналом», и обсуждают разные политические темы. И все это было очень здорово. Вышло, по-моему, три передачи под названием «Бойцовский клуб», после чего программа была закрыта. Я думаю, что это было связано с тем, что параметры сообщества, способы его поведения еще не вполне понятны и адаптированы к вещанию большого федерального телевизионного канала. Но должен сказать, что в основном аудиторию такого рода сообществ составляют люди молодые, достаточно продвинутые и высоко образованные, и это не сотни, не тысячи и даже не десятки тысяч на сегодняшний день, эти сообщества по определению разнородны и по определению не локализованы в одном каком-то городе. Они являются международными на сегодняшний день. Именно такого рода сообщества и интернет-сервисы, бесплатные, подчеркиваю, являются одним из главных и, на мой взгляд, самых эффективных каналов продвижения тех или иных проектов, связанных именно с высоким искусством. Это очень важный момент, и очень хорошо, что мы сегодня об этом поговорили, потому что он важен и для тех, кто занимается печатными средствами массовой информации, и для тех, кто занимается радио-, телевизионными и концертными проектами в таком мегаполисе, каким является Москва, Лондон, или Брюссель.
Ирина Герасимова:
Я думаю, что все устали, сегодня был достаточно тяжелый и насыщенный день. Я должна поблагодарить всех, кто сегодня пришел, кто выдержал первую часть дискуссии, и всех тех, кто присоединился к нам во второй ее части. И, мне кажется, очень важным результатом этой дискуссии должно быть все-таки понимание, что в нашей стране должна быть создана некая индустрия, которая занималась бы продвижением высокого искусства. Под словом «индустрия» я понимаю наши взаимоотношения внутрицеховые, это отношения между газетами, это отношения между радио, это отношения между телевидением, это отношения между фирмами грамзаписи и отношения между наружной рекламой, которая помогает продвигать наши проекты. Наши отношения складываются из больших составляющих, нежели обычные отношения обычного продукта. Поэтому мне кажется, что очень важно, что люди, которые занимаются этим искусством, должны создавать некие пирамиды, которые бы работали во славу этого высокого искусства и нашей культуры. И я очень надеюсь, что сегодняшняя дискуссия – это начало, мы должны об этом говорить, должны говорить регулярно, и, может быть, только это поможет нам помочь высокому искусству, извините за тавтологию. Спасибо всем большое.