Михаил Федотов, профессор права:
Я скажу два слова о бюджетах. Дело заключается в том, что в системе общественного радиовещания и общественного телевидения это обычная, нормальная практика, когда вклад в тот или иной канал осуществляется путем, в том числе предоставления прав. И если мы посмотрим с вами бюджеты американских радиостанций, то мы увидим, что там очень большой процент составляют не живые деньги, а бесплатно предоставленные права. Я думаю, что это нормальная практика, и она должна быть использована и в нашей стране тоже. Мы все время говорим о поддержке нашей культуры, и в первую очередь мы уповаем на то, как нам поможет государство. Но государство нам может помочь, прежде всего, тем, что оно обеспечит бесперебойное поступление творцам тех средств, которые они заработали своим творчеством, не подачек, не грантов и пенсий, а того вознаграждения, которое полагается по закону. Это авторское вознаграждение и это вознаграждение исполнителя. Особенно это относится к сфере высокого искусства, в первую очередь, конечно, я говорю об исполнителях, потому что в этой сфере очень большой объем занимают произведения, на которые авторские права уже перешли в общественное достояние. Слава богу, что у нас в сфере защиты авторских прав и коллективного управления авторскими правами есть Российское авторское общество, оно этим занимается, и есть законная и оправданная монополия. А вот в сфере защиты прав исполнителей монополии нет и порядка никакого нет. И те деньги, которые заслуженно, законно должны были бы получать артисты и исполнители, режиссеры-постановщики, производители фонограмм от так называемого использования фонограмм, они этих денег, к сожалению, не получают. Если хотите, это голос вопиющего, но, я надеюсь, все-таки не в пустыне: нам необходима какая-то общественная инициатива, с тем чтобы создать одну уважаемую, единую, единственную организацию, которая бы представляла бы всех обладателей исполнительских прав, то есть артистов и исполнителей. Это крайне необходимо, потому что конкуренция, которая существует в этой сфере, никому не приносит плодов, от этого не выигрывают организации, которые пытаются себя позиционировать как организации по управлению коллективными правами артистов-исполнителей и производителей фонограмм. Потому что деньги, которые должны были бы идти через эти организации, во много раз больше тех денег, которые реально идут через эти организации. Ничего не получают и сами правообладатели. И в это же самое время наши уважаемые вещатели тоже оказываются в проигрыше. Конечно, они немного экономят деньги, потому что им не надо платить за исполнительские права, но они находятся в подвешенном состоянии, потому что они с удовольствием заплатили бы, что полагается по закону, за исполнительские права, но они не знают, кому платить. В результате они постоянно находятся под угрозой судебных исков от организаций, которые объявляют себя организациями по управлению смешанными правами. Если мы что-нибудь сможем сделать для того, чтобы была создана одна-единственная организация, это будет огромным делом. Более того, я хочу сказать, что с 1 января 2007 года у нас вступило в силу новое законодательство в сфере интеллектуальной собственности, 4-я часть Гражданского кодекса. И в этом законодательном акте предусмотрено, что коллективное управление авторскими и смежными правами от имени всех правообладателей могут осуществлять только такие общества, которые получат государственную аккредитацию. А эта аккредитация будет предоставляться на конкурсных началах. Я не знаю, кто может конкурировать с РАО в получении такой аккредитации в сфере коллективного управления авторскими правами, таких организаций нет, и я надеюсь, не будет. А вот кто будет конкурировать за право получить государственную аккредитацию в сфере управления смежными правами, я могу только развести руками, потому что те организации, которые сегодня существуют, требованиям, установленным законом, не отвечают.
Анатолий Голубовский:
Спасибо, Михаил Александрович. Очень важный вопрос, связанный с правами и с общественным вещанием.