Ирина Герасимова, генеральный директор – художественный руководитель ФГУ «РГМЦ»:
Я благодарю Грэма за очень интересный доклад. На самом деле огромное количество вопросов есть, но я бы предложила шире взглянуть на нашу дискуссию. И вспомнить о тех, кто является непосредственным источником креатива для всех радиостанций. Это те люди, которые сочиняют музыку, голос композитора у нас уже прозвучал. И люди, которые ее исполняют. У нас сегодня присутствует Надежда Кузякова, это исполнительный директор фонда Архиповой, который создает огромное количество музыкальных программ, в том числе и для регионов. Очень интересно послушать, в чем она видит миссию и функцию СМИ. И как они влияют или, наоборот, мешают работе тех, кто производит эти программы.
Надежда Кузякова:
Когда я слушала господина Диксона, я по-хорошему завидовала всему тому, что происходит в Англии, я думала о том, что радио, на котором работает господин Диксон, и наша радиостанция, знаете, если говорить о водоизмещении, это как большой авианосец и маленький катер. Но на самом деле движение идет в одном направлении, просто возможности в этом движении и в борьбе за аудиторию совершенно не могут быть сопоставимы. Почему так происходит, я думаю, уже про это все говорить устали и не стоит говорить. Может быть, сейчас попробуем сказать о том, что удается делать в пределах нашего тоннажа. Я продолжу тему средств массовой информации. Почему? Кроме радио «Культура», у нас еще есть радиостанция классической музыки «Орфей». Мы с этой радиостанцией работаем очень тесно. В принципе, все то, что я сейчас слышала от господина Диксона, редакция «Орфея» стала пробовать, развивать именно эти направления. Они стремятся к тому, чтобы было больше живых записей, больше авторских программ, чтобы классическая музыка перестала быть предметом для потребления университетских профессоров. И они, насколько нам известно, натолкнулись на сопротивление ярых апологетов классической музыки, вот здесь у нас очень хороший вопрос был в пресс-релизе, что герметизация высокого искусства – это неизбежность перед лицом усиления масс культуры или выдумка сектантов от культуры? Мы считаем, что сектанты от культуры приносят культуре самый большой вред, чем ярые апологеты массовой культуры. На самом деле высокое искусство очень востребовано широкими слоями слушателей. Мы постоянно работаем с регионами и наблюдаем даже такую вещь, что классическая музыка уже шагнула за пределы концертных залов. Сейчас во многих региональных центрах на дни города, на какие-то большие праздники наряду с представителями массовой культуры на площади выводятся симфонические оркестры, академические хоровые коллективы и певцы классического направления. У нас был очень яркий случай, и мы очень любим о нем вспоминать, когда в городе Норильске на праздновании Дня города на разных площадках шли открытые концерты. Соответственно, была «Фабрика звезд», где в основном кучковалась молодежь, а на центральной площади был камерный оркестр и оперные певцы. Может быть, программа была чуть более популярная, это были не арии, это были неаполитанские песни, но, тем не менее, это было искусство высокое. И мы наблюдали отток, то есть если вначале на этой центральной площади было где-то около полутора тысяч человек, то ко второй части концерта было уже около трех тысяч, и увеличилась эта толпа за счет молодежи. Естественно, что молодые люди курсировали по городу, город не такой большой, и, вероятно, просто говорили, что там интересно, может быть, имеет смысл пойти туда. Мы достаточно много беседовали с руководством разных каналов телевидения, и нам говорили в ответ на наши просьбы о сотрудничестве, о трансляции каких-то интересных мероприятий, что это не будут слушать. Но вот в Ивановке в Тамбовской области, где находится музей-усадьба Рахманинова, на летнем фестивале, там не только большое количество скамеек заполнены, там заполнены все окрестные холмы, когда идут концерты рахманиновского фестиваля, а там звучит музыка по-настоящему серьезная.
Ирина Герасимова:
Кто аудитория? Я прошу прощения, что я вмешиваюсь, я просто предлагаю нашу встречу превратить уже в некую дискуссию.
Надежда Кузякова:
Очень много молодежи, процентов 40, и эта цифра практически во всех регионах. Мы видим то же самое в Красноярске, в Ярославе, в Пензе. Может быть, с точки зрения сектантов от культуры это не очень хорошо, когда симфонический оркестр играет на площади и его слушают люди, которые при этом, может быть, едят мороженое и грызут чипсы, но они потом приходят в концертные залы. Об этом говорят профессионалы, которые занимаются концертной практикой. Но мы сталкивались с тем, что живое классическое музыкальное искусство, которое живет и в Москве, и в регионах и имеет достаточно широкую аудиторию, оказывается отрезанным от СМИ. Для того, чтобы качественно записать на том же рахманиновском фестивале и потом обеспечить его трансляцию, пусть даже не на такой большой радиостанции, как «Орфей», естественно, нужны средства. Мы предпринимали такие попытки, мы записывали спектакли оперного фестиваля в Челябинске, и потом эти спектакли были в эфире радио «Орфей», насколько нам известно, это было интересно. К сожалению, радиостанции, те немногие, которые транслируют классическую музыку, у них та самая ситуация, от которой ушло «Радио-3», то есть это в основном записи, компакт-диски. И насколько я знаю, радио «Орфей» имеет такую проблему, не всегда хватает дальновидности у исполнителей, у тех, кто обладает смежными правами на исполнение, чтобы разрешить безвозмездную запись. Может быть, нам надо говорить нашим коллегам о том, что вы можете получить какие-то деньги за то, что дадите права на запись, но вы подумайте, кто завтра к вам в зал придет. Пока есть некий отрыв, и мы его всячески стремимся преодолевать, и многие следуют тоже в этом направлении, но на самом деле это сложно. И еще один вопрос, касающийся разговора с аудиторией в средствах массовой информации о музыке. Хотел бы услышать ваше мнение: как вы считаете, кто должен вести этот разговор? Должен ли вести этот разговор музыковед или человек, разговаривающей с аудиторией с позиции слушателя, слушателя просвещенного, как разговаривает Алексей Васильевич Парин, но, тем не менее, все-таки с позиции слушателя. Потому что стена, которую ставят люди, говорящие о высоком искусстве между собой и аудиторией, является очень серьезным препятствием. У нас на днях выступал наш министр в Думе, я, к сожалению, не полностью смотрела этот новостной сюжет, но депутаты начали задавать риторические вопросы с места: а почему у нас на телевидении только одна сплошная попса.
По поводу рейтингов. Еще раз хочу сказать, что заполняемость залов, аншлаги свидетельствует о том, что если подобного рода программы будут в эфире, то их тоже будут слушать, это реальность. И могу в порядке шутки сказать, не буду называть издание, там «Гэллап Медиа» проводила исследование аудитории по поводу того, какой же у этого издания рейтинг. Когда я по результатам увидела, что у этого издания рейтинг выше, чем у газеты «Аргументы и факты», чего просто по определению быть не может, так что не знаю, насколько миф о рейтинге стоит поднимать. И понимаете, господин Диксон говорит, что не ориентируются на количество охвата аудитории, то есть именно радиостанции и радио являются инструментом культурной политики.
Чтобы осуществлять культурную политику и любую другую, необходима некая материальная основа, к сожалению, они были правы. И что касается креатива, у нас есть очень много талантливых людей, очень много интересных программ, есть много интересных направлений, очень часто вопрос упирается в тот самый материальный момент. Разумеется, не все так плохо, потому что существуют три организации, подобные нашей, и существуют спонсоры, которые это все поддерживают. Но я думаю, что разница наших возможностей в основном диктует ту разницу, которая существует между «Би-Би-Си-» «Радио-3» и радио «Культура» и радио «Орфей». К сожалению, это факт. И, конечно, снобизм некоторых наших апологетов культуры по отношению к современным СМИ тоже вредит. Сейчас мы очень серьезно думаем, что прямая трансляция в Интернете привлекает ту самую молодежную аудиторию, без которой невозможно дальнейшее развитие концертной практики. Вообще приходилось слышать, что вроде бы сетуют на падение интереса к классической музыке, не только у нас, но и в Европе, что аудитория стареет, но если на обывательский взгляд, я просто смотрю, кто в зале – честное слово, она не стареет, 30-40% обязательно есть молодых людей.