Михаил Федотов, профессор права:
У меня вопрос к обоим докладчикам: не могли бы вы сравнить «Радио-3» Би-би-си и радио «Культура» России? Анатолий Борисович, вы возглавляли радио «Культура». У вас была такая презентация?
Анатолий Голубовский:
Хороший вопрос. Я думаю, что господину Диксону было бы трудно сравнить «Радио-3» с радио «Культура» в силу недостаточной осведомленности о том, что происходит на нашем радио. Я должен сказать, что у меня есть впечатление, что радио «Культура» не играет такую роль, какую играет весь комплекс радиостанции Би-би-си. Не потому что бюджеты разные, это не только вопрос финансовый, хотя финансовый вопрос имеет большое значение. «Радио-3» является инструментом культурной политики, а радио «Культура», в силу разных причин, таковым не является. И это не потому, что у «Радио-3» и вообще у Би-би-си такая большая история. Это примерно такой же разговор, как разговор о финансах. Ну, большая история, и что? Ведь Би-би-си тоже когда-то начинало. И сразу поставило некоторую планку, связанную с тем, что нужно заниматься именно культурной политикой. Почему радио «Культура» на сегодняшний день не является таковым? Потому что оно одно. Мне кажется, что в момент запуска радио «Культура» было много забот, связанных с тем, чтобы стать игроком на медийном рынке FM-радиостанций, таким же, как другие радиостанции, вне зависимости от их специализации. Коммерческие, музыкальные, какие угодно. И это не совсем правильный подход, как мне кажется, потому что этот рынок рассматривался в момент создания радио «Культуры» в параметрах финансовых, экономических типа того, чтобы рейтинг был выше. Что за рейтинг? Из кого состоят те 2%, в лучшем случае, которые слушают радио «Культура», и насколько они интересны для всех, включая рекламодателей, это другой вопрос. Это одна из причин. Подчеркиваю, это не вопрос денег. Вот господин Диксон хотел прокомментировать.
Грэм Диксон:
Да, я хотел бы сказать, что я, возможно, не смогу сделать сравнение, потому что я здесь не жил, я знаю, что вы путешествовали по всей Европе и хорошо представляете ситуацию в этом плане за пределами вашей страны. Даже если мы имеем общее представление о культуре, тем не менее, то, что мы делаем, различается. Я бы хотел кое-что объяснить относительно «Радио-3». Среди наших целей есть некоторые, которые рассматриваются, как культурные инициативы министерств культуры разных стран. Это связано также и с музыкой. Центральное правительство у нас не большое, Министерство культуры у нас тоже небольшое, по сравнению, например, с Францией, которое известно во всем мире. И различные агентства представлены небольшим количеством персонала. Но мы привлекаем и писателей, и композиторов в свои радиопередачи. Франция, Бельгия пользуются гораздо большим диапазоном в этой области, потому что правительства этих стран поддерживают культурные начинания в большей степени, чем, например, в нашей стране. Я хочу сказать, что любые сравнения весьма относительны.
Александр Клевицкий :
Меня зовут Александр Клевицкий, я в трех лицах. Я, с одной стороны, творец, композитор, креативный, как вы говорите, человек. С другой стороны, я председатель Ревизионной комиссии Российского авторского общества, занимаюсь авторским правом. В-третьих, я являюсь председателем подкомитета по предпринимательской сфере в области культуры Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Насколько я понял из доклада нашего уважаемого гостя, их радиостанция ведет, в хорошем смысле этого слова, агрессивную политику и идет двумя путями. Очень, на мой взгляд, правильными путями. С одной стороны, они очень точно и четко работают с аудиторией. С другой стороны, они работают с креативными людьми, с авторами новых произведений. То, чего у нас давно не происходит. В советское время радиостанций было мало, они были аккумулированы где-то на улице Качалова в одном здании. И чуть-чуть в Останкино. Но тогда был институт музыкальных редакторов, которые очень четко и точно работали с авторами, даже обучали молодых авторов и готовили их для дальнейшей творческой жизни. Именно то, что делают на «Радио – 3». Сегодня в нашей реалии идет большая, чудовищная борьба за рейтинг, рейтинг любым путем, и за привлечение рекламодателей, потому что от этого зависит успех и выплата зарплаты, и т. д. И вы правильно сказали о бюджетах. Бюджеты, действительно, разные, у них больше возможностей, они дольше существуют. Поэтому и возникла эта конституция. Эти два пути, эта агрессивная политика привела к успеху. Я считаю, что в этом плане надо брать пример. Спасибо.