Анатолий Голубовский, главный редактор радио «Культура»:
Есть одна особенность ситуации, в которой мы находимся сегодня, ее принято называть «рыночной». Я не хочу на этом собрании говорить о рынке в терминах прибыли, я хочу определить специфику этого рынка, в котором участвуют электронные и печатные СМИ, и то высокое искусство, которое попадает в эти электронные СМИ. Этот рынок очень специфический. На медийном рынке выше всего ценится ресурс, который я бы назвал временем и вниманием. То есть основная конкуренция, которая происходит на рынке электронных СМИ, это конкуренция за время каждого конкретного человека, который включает телевизор, радио, берет в руки газету, и за его внимание, потому что привлечение внимания – это, с одной стороны, одна из основных задач СМИ, поскольку рекламодатель тоже заинтересован в том, чтобы внимание было привлечено к его продукту. Более того, по моему глубочайшему убеждению, главными индивидуальными ресурсами человека эти два ресурса и являются, если внимание понимать широко. Энергоресурсы восполнимы, а такой ресурс, как время можно с уверенностью назвать невосполнимым. Представляете, насколько острой должна быть конкуренция за такого рода важный, ценный и абсолютно невосполнимый ресурс. Этой конкуренции, я думаю, позавидовали бы страны ОПЕК. У высокого искусства в этой конкурентной борьбе есть очень серьезные шансы на выигрыш, хотя ситуация не так проста. Есть еще одно обстоятельство, которое убеждает меня в том, что высокое искусство имеет некоторые шансы в этой конкурентной борьбе. В последнее время чрезвычайно распространенной оказалась теория и некоторые идеи, высказанные известным американским экономистом Ричардом Флоридой, который написал несколько книг, главная из которых - книга «Креативный класс». По мнению Флориды, примерно с 80-х годов нашего века возникла новая социальная группа, которая играет чрезвычайно важную роль в экономике и культуре городов – это так называемый «креативный» класс. Флорида пытается доказать, что там, где создается благоприятная среда для проживания творческих людей, в широком смысле творческих людей, начинают развиваться секторы экономики, связанные с новыми технологиями. И соединение креативных людей и креативных технологий приводит иногда к взрывному экономическому росту, и просто к росту благосостояния. В данном случае не само высокое искусство, а некоторое количество креативного тонуса общества способствует экономическому росту общества и росту благосостояния трудящихся, не обязательно креативных. Кроме того, креативность вовлекает в свои круги все большие и большие группы людей, потому что она становится ординарным способом поведения. При этом считается, что креативные люди предпочитают жить в открытой, не консервативной среде, то есть там, где главенствуют принципы толерантности. Суть состоит в том, что есть серьезная зависимость, связанная с воспитанием креативности и ростом благосостояния каждого конкретного человека, города, страны и всего нашего земного шара. Именно это и есть путь, так же как и рынок времени и внимания, креативность как ресурс – это показатель того, что даже если мы считаем, что все происходит не у нас, а где-то у них, мы все равно живем уже даже не в постиндустриальном обществе и не в информационном обществе, а в каком-то постинформационном обществе, в котором именно такого рода ресурсы и такого рода явления чрезвычайно важны.
Высокое искусство, в той или иной форме присутствующее в СМИ, в большей степени направлено на прирастание креативности аудитории, чем невысокое искусство, будем так это называть. То есть не будет высокого искусства в средствах массовой информации – креативность будет развиваться хуже, и в связи с этим будет падать наше благосостояние, вы уж простите меня за такую жуткую вульгаризацию. Все мы знаем, что музыку исполняют в концертных залах для того, чтобы люди приходили своими ногами в концертные залы, а не слушали это по радио, например, или смотрели это по телевизору. Спектакли в театре ставят для того, чтобы зритель приходил именно в театр, а не смотрел телевизионные интерпретации этих спектаклей по телевизору или слушал радиоверсии этих спектаклей. Это относится ко всем видам высокого искусства, подчеркиваю, потому что невысокое искусство значительно легче адаптируется к нуждам потребителей, о чем свидетельствует опыт очень мною уважаемых музыкальных радиостанций, которые прекрасно существуют и имеют гигантскую аудиторию. Из этого следует, что высокое искусство не имеет права на существование в СМИ в том случае, если не придуманы специфические форматы присутствия его в этих СМИ. При этом последние события на медийном рынке свидетельствуют, что наибольший успех и наибольший интерес аудитории привлекают проекты, которые инициируются каким-то одним средством массовой информации, например, радиостанцией, но вовлекают в свою сферу и другие СМИ, и электронные, и неэлектронные, и сопровождаются большим количеством внеэфирных событий, мероприятий и акций, которые сопровождают тот или иной проект. Среди нас присутствует Грэм Диксон – управляющий директор «Радио-3», одной из самых интересных радиостанций «Би-Би-Си», которая специализируется на высоком искусстве, и опыт комплексных проектов «Радио-3» был бы всем интересен и полезен. Я предоставляю слово Грэму Диксону.