Концерт-посвящение великому русскому тенору Сергею Яковлевичу Лемешеву состоялся 20 июня в Концертном зале имени Чайковского и был приурочен ко дню рождения певца. Солистом выступил тенор Дмитрий Корчак, хорошо известный, успешный исполнитель не только в нашей стране. Заявленная программа была исполнена в сопровождении Академического оркестра русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании. Лемешев любил выступать с этим оркестром, о чём свидетельствуют существующие записи концертов, кстати, в том числе, и в этом зале.
Этому знаменитому и любимому публикой коллективу исполняется 65 лет. Существует оркестр с декабря 1945 года. Имена выдающихся дирижёров навсегда вошли в его историю: с оркестром работали такие дирижёры, как Пётр Алексеев, Виктор Смирнов, Владимир Федосеев. В 1973 году начал свою работу с оркестром дирижёр Николай Некрасов. В настоящее время появилась новая плеяда молодых, талантливых дирижёров, среди них – Андрей Шлячков, в активе которого не только выступления с интересными программами: он является автором более 150 инструментовок и аранжировок для оркестра русских народных инструментов, которые вошли в репертуар коллектива. Шлячков активно пропагандирует музыкальные программы оркестра, записывая выступления на радио и компакт-диски. Молодого дирижёра отличают безупречный музыкальный вкус и творческая интуиция.
Программа концерта открылась исполнением «Краковяка» из оперы «Иван Сусанин». При звуках музыки хорошо знакомой, но давно не слышанной, зрители погрузились в атмосферу прекрасного исполнения, не раз звучавшего в этом необыкновенном концертном зале. Вокальную часть программы концерта открыл Дмитрий Корчак, исполнив романс Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Наверное, из всех романсов, когда-либо исполненных Лемешевым, именно этот наиболее связан в восприятии слушателей, разумеется, старшего поколения, с именем певца. Хотя, как знать? Молодёжь, интересующаяся классической музыкой, а такие молодые люди есть, весьма выделяют именно Лемешева как исполнителя этого знаменитого шедевра. Тон был задан. Опять же, и концерт был посвящением великому тенору. Само собой разумеется, в памяти всплывало звучание голоса певца с его необыкновенным, незабываемым тембром. А уж какое прочтение текста, какие смыслы, какие эмоции доносились до слушателя и остались в памяти навсегда!
Известно, что каждый великий певец связан со своим временем, с эпохой, являясь частью её. Жизнь, время формируют исполнителя. Безусловно, Лемешев относился к числу избранных и особо оберегаемых исполнителей. «При старом режиме» ему были созданы условия, при которых он мог целиком посвятить себя творчеству, не задумываясь о «хлебе насущном». Все эти обстоятельства сработали на блестящий результат в карьере певца, помогли сохранить до конца дней тембр его голоса, который ни с каким другим не спутаешь. Это его идентификатор в океане музыки!
По признанию самого Лемешева, своё избранничество он почувствовал ещё в детстве, когда понял, что он поёт иначе, не так, как другие, и стал уходить в рощу, чтобы там петь. Что это и о чём? Не это ли и есть «дар Божий»? Но важно услышать, воспринять этот призыв от Бога и следовать Ему! Лемешев следовал этому призыву всю свою жизнь, за что мы и благодарны ему!
В исполнении Дмитрия Корчака произведений из репертуара Лемешева главным было, пожалуй, не новое прочтение или трактовка, а напоминание нам, зрителям, каким богатством в сфере духовной культуры мы владеем, обращение к нашей культурной памяти. Такое возобновление для нас, зрителей, совершенно необходимо, так как тогда и происходит сохранение нашего наследия, обновление той информации, которая заложена в нас, я уверена, на генетическом уровне.
Если всё же говорить о некоторых особенностях в исполнении Дмитрием Корчаком романса «Я помню чудное мгновенье», которым открылся концерт, то тут можно отметить больший акцент на трагических воспоминаниях. У Лемешева, напротив, исполнение пронизано радостным чувством восторга, ожидания счастья. Опять же, главным представляется то, что Корчак своим выбором и исполнением этого романса подтвердил преемственность, взаимосвязь предыдущего опыта и востребованность его в условиях современной жизни. Зал слушал певца благосклонно, но строго, как бы подтверждая, сколь важен этот романс для нас, сегодняшних, помнящих о своём родстве с предшественниками, носителями эталонов нашей культуры, знающих коды этой культуры.
Романс «В крови горит огонь желанья» Корчак исполнил очень в духе нашего времени: с огромной энергией, с ощущением предстоящей победы.
Очаровательной миниатюрой предстал романс А. Варламова на стихи Пушкина «Мери», исполненный Корчаком живо и очень артистично. В этой небольшой вещице явно обозначился незаурядный артистический дар, мастерство исполнителя.
Из романсов, исполненных в первом отделении, особо выделяется романс Рахманинова на стихи Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Корчак наделил своё исполнение элегической грустью, романтическим флёром и даже трагическими предчувствиями. Все эти оттенки смыслов были прочитаны публикой, которая откликнулась на исполнение артиста бурными аплодисментами.
В программе первого отделения было замечательное соединение поэтических текстов с прекрасной музыкой. А какие имена поэтов: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Н. Греков, А.К. Толстой! Композиторы, авторы музыки: Глинка, Варламов, П. Булахов, Балакирев, Римский-Корсаков, Рахманинов. Оркестр исполнил «Польку» Балакирева и «Пляску скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Это ли не роскошь, слушать такую потрясающую музыку и в таком прекрасном исполнении!
Второе отделение концерта прошло под знаком русской народной музыки и открылось оркестровым исполнением «Русской тройки» В. Городовской. Логическим продолжением стало исполнение Дмитрием Корчаком популярного и любимого народом произведения «Родина (Вижу чудное приволье)» на стихи Ф. Савинова, музыка народная. Услышали зрители столь редко исполняемые, но любимые произведения, такие, как «Однозвучно гремит колокольчик», «Ах, Настасья», «Метелица». А уж с какой удалью, задором исполнил Дмитрий Корчак песню «Коробейники», на стихи Некрасова! В конце программы были исполнены популярные произведения европейских композиторов. Это сочинения Н. Роты, Э. де Куртиса, Ч. Биксио.
Оркестр изумил публику тонким, изысканным исполнением произведения «Вечерний звон». Завершила концерт знаменитая «Тарантеллы» Дж. Россини и несколько бисов.
В зале царила атмосфера праздника, радостной и столь желанной встречи с нашей родной поэзией, музыкой, с воспоминанием о Лемешеве. Всё это заслуга Дмитрия Корчака, который нашёл возможность подготовить и исполнить такую прекрасную программу!
В концертной деятельности Дмитрия Корчака это не единственная программа такого рода. В 2014 году певец подготовил и представил на сцене КЗЧ совместно с Хором АХИ имени В.С. Попова программу русской духовной и народной музыки «Вечерний звон». Затем вышел компакт-диск с записью этой программы. В 2015 году в рамках Пасхального фестиваля Валерия Гергиева Дмитрий Корчак дирижировал сочинением С. Рахманинова «Всенощное бдение» с участием Хора АХИ имени В.С. Попова. Это знаковое событие в творческой биографии музыканта запечатлено на DVD и уже вышло в свет. Осенью 2015 года на сцене БЗК состоялся сольный концерт Дмитрия Корчака с Хором Сретенского монастыря. Программа состояла из произведений русской духовной и народной музыки. Затем прошёл концерт «Московские салоны» на сцене ММДМ, в котором Дмитрий Корчак предложил новый формат общения с публикой, типа музыкального клуба. И вот теперь концерт-посвящение великому Лемешеву.
Инициатива Дмитрия Корчака в области просвещения, искусства, направленная на сбережение нашей культуры, представлена в его концертных программах. Все эти проекты нашли отражение в СМИ. Браво, Дмитрий Корчак!
Людмила Краснова