В контексте московской музыкальной жизни текущего сезона заметное место принадлежит программе Семёна Скигина «Музыкальные салоны», состоящей из цикла концертов, представленных на сцене Московского международного дома музыки. Завершающий концерт цикла, «Московский салон», прошёл при участии русского тенора Дмитрия Корчака, живущего и работающего за границей. Партию фортепиано исполнил Семён Скигин.
Формат заявленной программы был выбран непривычный. На сцене, кроме фортепиано, был устроен уютный интерьер из двух кресел и столика для комфортного ведения беседы и общения со зрителями. По выходе на сцену участники этого действа объявили, что не договаривались, о чём именно будут говорить. Так была заявлена импровизационная часть предстоящего события.
И всё-таки, вначале было слово Пушкина и музыка Глинки: зазвучал романс «Я помню чудное мгновенье…» Это был эпиграф, если хотите, особый знак, который определил смысл всего того, что происходило на сцене. Романс, исполненный в доверительной манере, скорее, как напоминание о прекрасном мгновении, запечатлелся отзвуком из далёкого прошлого. Действительно, и об этом говорилось в беседе, часто ли исполняют наши певцы эти произведения? Да, жизнь изменилась, другие ритмы, другие цели. Зритель, пришедший в этот вечер в Камерный зал ММДМ, получил уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами нашей национальной культуры.
Не обошлось и без экскурса в историю. Романс в отечественной музыкальной культуре явление довольно молодое, если исчислять его от начала XIX или даже с конца XVIII века, как сказал Дмитрий Корчак в эфире передачи «Главная роль» на ТВ «Культура», которая прошла в день концерта. Поначалу подумалось, хорошо было бы передачу услышать раньше, накануне концерта, но потом оказалось, что именно в такой последовательности можно было по сумме впечатлений сформировать в своём представлении общую картину событий.
Итак, в эфире передачи на ТВ «Культура» Дмитрий Корчак озвучил те вопросы, которые предстояло затронуть совместно с Семёном Скигиным во время приятной беседы, расположившись в уютных креслах на сцене концертного зала. Предполагалось, и так оно и было, поговорить о композиторах дилетантах и классиках, о самом жанре романса в его русском варианте. Предстояло коснуться такой важной темы, как формирование русского музыкального стиля. Со слов Дмитрия Корчака, романсы восприняли всю нашу народную культуру, народную песню и русскую духовную культуру, которая развивалась параллельно со светской культурой.
Что можно выделить как главное в русском романсе? Отвечая на этот вопрос, Дмитрий Корчак выделил трепетное отношение к слову, которое, по его мнению, иногда приобретало более важную роль, чем мелодика. Таковы, в общих чертах, истоки формирования русского национального стиля, очерченные Корчаком. Отметил певец и такую черту, как колокольность, которая отличает всю нашу русскую музыку. Этот мотив также часто звучит в русских романсах, и каждый романс рассказывает нам о разном.
Да, приоткрылся ларец, наполненный сокровищами, которым цены нет! Зазвучали шедевры, которые должны воспроизводиться, ибо по ним настраивается, проверяется наша историческая, культурная, языковая память. По этим скрепам проверяется прочность того здания, которое именуется нашим национальным достоянием, нашей культурой в многополярном, многовекторном, современном глобальном мире.
Собственно, в рамках заданной концепции и пошёл концерт. Как драгоценная россыпь, прозвучали прекрасные романсы Глинки. Это «Не искушай меня без нужды», «Жаворонок», «К ней», «Болеро», а также итальянские романсы композитора, его экзерсизы в белькантовом стиле.
Во время бесед в уютных креслах яснее проявилась позиция Семёна Скигина, аккомпаниатора. Условно её можно определить в известных терминах как «западническую», в противовес позиции Дмитрия Корчака, более «почвинеческой», разумеется, с большой долей условности. Вот и вспомнил Семён Скигин о приезде в Россию четы Шуманов с концертами. А было это в 1844 году. Кларе Шуман было очень непросто завоевать сначала петербургскую, а потом и московскую публику после покорения оной блистательным Ференцем Листом, что случилось годом раньше. Кстати, напомнил Дмитрий Корчак, Лист был потрясён романсом «Я помню чудное мгновенье», исполненным для него самим композитором Глинкой.
Это было тогда, давно. А вот сейчас, во время концерта находился в зале блистательный пианист, аккомпаниатор, педагог-репетитор маэстро Джулио Дзаппа, итальянец, очень хорошо говорящий по-русски. Маэстро работал, например, с Дмитрием Корчаком, Хуаном Диего Флоресом, Мариной Ребекой, Ольгой Перетятько, с самыми-самыми звёздами оперного мира. Находясь в Москве, в Большом театре по случаю подготовки премьер оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале», Джулио посетил концерт «Московский салон». Удалось узнать мнение маэстро об услышанном на концерте. Привожу его высказывание дословно:
«Трудно по-русски, но я пытаюсь. На меня произвело большое впечатление то, что романсы Глинки так напоминали мне о Bellini, Donizetti, Mercadante: значит, о бельканто - и в вокальной партии, и в фортепиано. Вообще заметил, что в русских романсах, как в итальянских романсах, много общего. Только в русском репертуаре больше, чем в итальянском, тоже выбор текстов был очень важным: Пушкин, Лермонтов, и т.д.... Вообще же, как итальянские певцы с итальянской камерной музыкой, я думаю, что и русские певцы должны были бы чаще петь этот репертуар! Я не знал многих романсов. Это был большой и приятный сюрприз!»
Во второй части концерта были исполнены романсы Варламова на стихи Лермонтова «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», на стихи Фета «На заре ты её не буди», на стихи Пушкина «Буря мглою небо кроет». А потом зазвучал романс Булахова «Не пробуждай воспоминаний». Услышали мы и «Колокольчики мои» на стихи А.К. Толстого.
Этот романс запомнился ещё с вечера в КЗЧ по случаю столетия С.Я. Лемешева. Было это в 2002 году. Тогда в конце программы прозвучал этот романс в записи. Все услышали божественный голос С.Я Лемешева. Дмитрий Корчак был среди участников этого памятного концерта. И вот теперь опять обратились к корням, истокам нашего искусства.
В конце программы опять соединились два наших гения, Пушкин и Глинка, в романсе «В крови горит огонь желанья». Кстати, оба гения могли быть причислены к дилетантам, так как не имели дипломов об окончании высших учебных заведений, например, Петербургского университета или Московской консерватории (последней еще и вовсе не было). Только лишь гении!
Были и бисы, и тёплый приём публики, душой откликнувшейся на такую прекрасную, родную музыку в сочетании с высокой поэзией!
Во время эфира на ТВ «Культура» в ходе передачи «Главная роль» с Дмитрием Корчаком был проанонсирован предстоящий в июне сольный концерт певца в КЗЧ, посвящённый великому Сергею Лемешеву. Практически все романсы, исполненные Дмитрием Корчаком в этот вечер, входили в репертуар Лемешева. Есть надежда, что к этому событию подоспеет и диск с записями романсов, которые мы услышали на концерте.
В настоящее время сложилась блестящая плеяда молодых, талантливых певцов, успешно работающих на мировых оперных сценах и на оперных сценах России. К этой плеяде принадлежит и тенор Дмитрий Корчак. Из числа многих его выделяет то завидное упорство, с которым певец, несмотря ни на что, преодолевая возникающие препятствия, приезжает на Родину и выполняет свой чётко составленный план. Дмитрий Корчак исполнил уже программу русской духовной и народной музыки и записал диски с этими программами. Теперь певец представил новую программу, исполнив русские романсы. На следующий день после концерта состоялась запись этой программы. Это очень непростая работа, требующая, в том числе, и немалых физических затрат, учитывая крайне напряжённый рабочий график артиста. Всё это вклад в нашу культуру, в сохранение её лучших образцов, пример служения Родине и её народу.
Людмила Краснова
/фото dmitrykorchak.com , ru-ru.facebook.com/DMITRY-KORCHAK/