Продолжаем знакомить вас с фактами из жизни Александра Мосолова. Если вы вдруг пропустили первый выпуск, рекомендуем ознакомиться. А мы продолжаем...
8. В 1924-ом году студента Мосолова едва не выгоняют из Московской консерватории за то, что он занимается только творчеством по специальности и не выступает с концертами в рабочих клубах. За молодого композитора заступается профессура – Глиэр, Мясковский и Конюс. В 1925-ом Александр Мосолов оканчивает консерваторию.
9. Люди моментально влюблялись в Мосолова. Он был похож на элегантного льва - великодушный, с открытым сердцем, смелый. В нём будто сошлись воедино Пьер Безухов и князь Мышкин.
10. Александр Мосолов был блестящим рассказчиком и с легкостью переключался с французского на немецкий, с английского на русский. Его рассуждения были остроумными и глубокими.
11. Одно из самых известных произведений Мосолова – симфонический эпизод «Завод.Музыка машин» – предвосхитило развитие конкретной музыки, в которой используются реальные звуки улиц, разных устройств и механизмов. В этом опусе композитор, помимо оркестровых инструментов, написал партию «железного листа».
12. После окончания Второй Мировой войны творческий почерк Мосолова сильно изменился. Композитор стал писать академические и народные хоры, духовную музыку.
13. В двадцатых годах прошлого века газеты писали о творчестве Мосолова: «Только союз с нечистой силой мог склонить композитора к тем бешеным прыжкам и адскому грохоту, которым насыщена его музыка». Или вот ещё: «Мосолов… браво. Ваша музыка – библия авангарда».
14. В первом номере журнала «Музыка и революция» от 1927 года опубликована критическая статья о Мосолове: «Левый фланг современной музыки». Вся публикация исчиркана пометками Мосолова. Его музыку объявили вредной, реакционной и «нам не нужной». Это было первое предупреждение…
15. В конце 20-х годов прошлого века в Советском Союзе музыку Мосолова объявляют «антихудожественной». По этой причине Большой театр отклоняет балет «Четыре Москвы», действие в котором охватывает период истории от крепостного права до 200-летия после революции. В этом необычном балете каждое из четырех действий писал отдельный композитор, третье отделение – Шостакович, четвертое - Мосолов.
16. В марте 1932 года Мосолов пишет большое письмо Сталину: «Я терплю травлю с 1926 года. Сейчас я больше ждать не хочу! Я должен сочинять и исполняться!». Композитор ставит вождю ультиматум: или дайте работать, или я уезжаю из страны!
17. В конце 20-х годов прошлого века, когда в СССР произведения Мосолова были под запретом, его «Завод. Музыка машин» исполняют в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. А в Вене пришедшие на исполнение «Завода» две тысячи рабочих аплодируют стоя, требуя повторения концерта. За границей Мосолова называют большевиком.