Сегодня исполняется 172 года со дня рождения Клемана Филибера Лео Делиба. И хотя дата совсем не круглая, Делиб стоит того, чтобы мы сегодня поговорили о нем. И не только потому, что его очень высоко ценил Чайковский. В 1877 году Петр Ильич, увидев в Венском театре «Сильвию», так отозвался о спектакле: «В Вене я слышал балет «Сильвия» Лео Делиба, именно слышал, потому, что это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое » восхищался Чайковский.
Ранняя музыкальная одаренность Делиба не вызывает удивления: мать была дочерью солиста парижского театра «Опера комик», а дядя органистом. Музыкальное образование Лео Делиб получил в Парижской консерватории, по окончании которой он некоторое время работал органистом в разных парижских соборах, затем был хормейстером Гранд-опера, а в 1881 году, будучи уже знаменитым, был назначен профессором Парижской консерватории по классу композиции.
Начало творческого пути Делиба не было особо удачным. Первые 13 небольших опер не принесли ему никакого успеха. Его известность началась в 1866 году, когда он совместно с Минкусом написал балет «Ручей». Но настоящий триумф ждал композитора чуть позже в 1870 году в Парижской опере был поставлен балет «Коппелия» по Гофману, а еще через 6 лет балет «Сильвия», который так восхитил Чайковского. Из его опер, пожалуй, больше всего популярны комическая опера «Так сказал король» и лирико-драматическая «Лакме», повествующая о любви британского офицера и дочери верховного жреца индусов. Кроме опер и балетов Делиб написал мессу, несколько детских хоров, лирическую сцену «Смерть Орфея» и множество романсов.
В истории музыки Лео Делиб остался прежде всего как яркий представитель чисто французской музыкальной традиции, повлиявшей на его младших современников.
Подробности в выпусках «Темы дня» радиостанции «Орфей» в 16.00 и 18.00.