Лет восемь назад в Доме художника на Крымском валу проходила выставка «Искусство ХХ века». В одном из залов висела картина Таира Салахова огромный черный рояль, не поместившийся на полотне, а на его фоне небольшая фигура мужчины: крупная голова повернута в профиль, черные волосы и большие руки на коленях. Ощущение, что человек полностью погружен в себя и вход в его мир для нас закрыт.
Человек на картине великий азербайджанский композитор Кара Караев, и сегодня мы отмечаем 90-летие со дня его рождения.
Он был счастливчиком: в 28 первая Сталинская премия, в 30-вторая, в 41 стал Народным артистом СССР, а накануне 50-тилетия получил главную награду страны стал Лауреатом Ленинской премии. Это про него Шостакович сказал: «гордость Московской консерватории». Это его балеты «Семь красавиц» и «Тропою грома» шли по всей стране, это его симфоническую поэму «Лейли и Меджнун» восторженно принимала публика, это его Концерт для скрипки Леонид Коган легенда советской скрипичной школы назвал «выдающимся», а его Третья симфония «открыла новые пути в развитии азербайджанской музыки», так писали музыковеды. Но Шостакович все чаще говорил Кара Караеву, что тот очень мало пишет, что талант нереализован до конца, что нельзя размениваться на «халтурку» в кино и театрах. А кино, между прочим, было с Козинцевым «Дон Кихот», спектакли с Товстоноговым, и среди них знаменитая «Оптимистическая трагедия». Но сколько же осталось нереализованного! Лишь в набросках существует балет «Отелло», лишь замыслах остались еще три балета, один из них «Гамлет».
Богом был отмечен Кара Караеву недолгий путь на этой земле. Он прожил всего 64 года, после него осталась его музыка, его дети: сын - Фарадж Караевич Караев, московский композитор. А если вы послушаете его сочинения и вам захочется узнать о композиторе побольше, то отправляйтесь в Третьяковскую галерею: там висит портрет Кара Караева-композитора, погруженного в свой мир, куда нам посторонним- входа нет.
О творчестве композитора в выпусках «Темы дня» радиостанции «Орфей» в 12.00, 16.00 и 18.00.