10 августа музыкальный мир будет отмечать 150 лет со дня рождения выдающегося композитора и общественного деятеля Александра Константиновича Глазунова. Его считают "последним классиком русской музыки". Ученик Римского-Корсакова, воспитанный на принципах «могучей кучки», Глазунов стал признанным наследником и продолжателем традиций своего великого учителя, заняв его место в петербургской музыкальной жизни. Он был, безусловно, самой выдающейся и масштабной фигурой своего времени. Личный и художественный авторитет его был непререкаем. В 1915 году в связи с пятидесятилетием Глазунова В. Г. Каратыгин писал: «Кто из ныне живущих русских композиторов пользуется наибольшей популярностью? Чье первоклассное мастерство ни в ком не вызывает ни малейшего сомнения? О ком из наших современников уже давно перестали спорить, непререкаемо признав за его искусством серьезность художественного содержания и высшую школу музыкальной техники? Одно только имя может быть в мыслях ставящего такой вопрос и на устах желающего ответить на него. Это имя — А.К. Глазунов».

Его композиторский талант был отмечен рано: уже в возрасте 16 лет написав Первую симфонию, поразив слушателей и критиков своей ясностью, законченностью формы и свободой изложения, он уже к тридцати годам завоевал широкую известность и признание как автор пяти симфоний, четырех квартетов и многих других произведений не только в России, но и на Западе. В 1907 году в возрасте всего лишь 42 лет Глазунов был удостоен звания почетного доктора Оксфордского и Кембриджского университетов. В 1914 году парижская Академия изящных искусств провозгласила его своим членом (от ее имени Видор в 1933 году назвал его "одним из крупнейших композиторов столетия"), в 1923 году - берлинская Художественная академия; оба раза - первым русским композитором после Чайковского.

Но в начале ХХ века, погруженный в консерваторские дела, где он был избран на пост директора, загруженный разносторонней общественной деятельностью, а также в связи с нарождающимся новым искусством, для творчества Глазунова наступил менее плодотворный период. Педагогическая работа и дирижирование поглощали все его силы. Он пишет концерт для скрипки с оркестром (1905), к 1909 году делает эскизы новой симфонии, из которой написана была первая часть (клавир). После Восьмой симфонии прошло тридцать лет, когда Глазунов начал писать Девятую симфонию, но так и не закончил ее. Историческая миссия Глазунова-симфониста, завершившего блестящий период классической русской симфонии, была выполнена. В начале нового века музыка начала развиваться в ином, новом направлении. Известный критик А. В. Оссовский, стремясь определить историческое место Глазунова в русской музыке, относил его к типу художников-«завершителей» в отличие от «революционеров» в искусстве, открывателей новых путей.

Творчество Александр Константиновича Глазунова давно получило всеобщее признание и стало неотъемлемой частью русского классического музыкального наследия. Композитор «переходной» полосы, пролегающей между двумя эпохами яркого расцвета русской музыки, он не был новатором, открывателем новых путей. Но огромное, совершеннейшее мастерство при ярком природном даровании, богатстве и щедрости творческой выдумки позволило ему создать множество произведений высокой художественной ценности, до сих пор не утративших живого актуального интереса.

К 150-летию со дня рождения композитора Концертный зал радио «Орфей» представляет «Фестиваль музыки А. Глазунова».

09 августа. Концерт Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Г. Рождественского. В программе музыка балета «Раймонда». Запись из БЗК от 28.11.2007г.

10 августа. Концерт Российского национального оркестра под управлением М. Плетнева. В программе – музыка балета «Раймонда», Торжественная увертюра и Симфония №6. Записи из КЗЧ 2011-12гг.

11 августа. Концерты Государственной академической симфонической капеллы России под управлением В. Полянского и Российского национального оркестра под управлением М. Плетнева. В программе – Коронационная кантата, сюита «Из средних веков», Концертный вальс №1. Записи 1997 и 2012гг.

12 августа. «Еврорадио представляет». Фестиваль музыки А. Глазунова (к 150-летию со дня рождения композитора). В программе – Концерт для скрипки с оркестром, Элегия для виолончели и фортепиано, Квинтет для струнных, Концерт для саксофона с оркестром. Солисты – Илья Грингольц, Элмар Оливейра и Эрин Кифи (скрипки), Поль Нойбауэр (альт), Поль Уоткинс и Николас Канеллакис (виолончели), Алекссио Бакс (фортепиано), Бренфорд Морсалес (саксофон), дирижеры – Алан Бурибаев и Андрей Борейко.

 

Татьяна Тимофеева

Александр Глазунов в Библиотеке персон

«Раймонда» – гордость русского балета

Вернуться к списку новостей