14 сентября «Новая опера» представит первую премьеру нового сезона – «Саломею» Р. Штрауса. Музыкальный руководитель –Ян Латам-Кёниг. Режиссер – Екатерина Одегова. Сценография и костюмы – Эталь Иошпа. Свет – Сергей Скорнецкий. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн.

В России опера ставилась четырежды: в Ленинграде (Санкт-Петербурге) —в 1924, 1995 и 2000 годах; в Москве — в 1925 году. Таким образом, спектакль Новой Оперы рождается в знаменательный год 110-летия мировой и 90-летия московской премьер. 

В 1903 году в Берлине композитор Рихард Штраус увидел скандально известную пьесу Оскара Уайльда «Саломея», и у него немедленно родилась идея оперы. Композитора вдохновили сама библейская история, завораживающая экзотика Востока, знойная чувственность, острота драматического конфликта и, конечно, образ главной героини — иудейской принцессы Саломеи. Испытывающая влечение к Иоканаану (Иоанну Крестителю), она исполняет полный исступления танец «Семи покрывал», за который требует у царя Ирода принести ей на блюде отрубленную голову пророка, чтобы поцеловать ее. Партитура «Саломеи» написана с поразительным мастерством: гигантский оркестр передает тончайшие душевные переживания героини — от восхищения до отвращения, от жажды жизни до мрака смерти.

Премьера «Саломеи» в Дрездене в 1905 году стала настоящей сенсацией, а сама опера — апофеозом музыкального модерна. Вместе с «Пеллеасом и Мелизандой» Клода Дебюсси (1902) и «Электрой» (еще одна опера Р. Штрауса, 1909) она открыла новую художественную эпоху. «Саломея» — совершенно гениальное произведение, которое, несомненно, относится к числу самых значительных из созданных в наши дни», — писал современник и друг композитора, великий композитор и дирижер Густав Малер.

Режиссер-постановщик Екатерина Одегова: «Саломея» Рихарда Штрауса не сводится ко всем известному библейскому сюжету о распутной танцовщице, из прихоти погубившей Пророка. Саломея и Иоканаан — два девственника, два великих полюса эпохи; через них Штраус дает сопряжение старого и нового миров, тела и духа. Два прекрасных и ужасных свидания Саломеи — с Иоканааном и с его головой, — и разделяющий их танец для Ирода становятся тремя ступенями восхождения Саломеи: от ошеломляющего ожога неведомой ранее любовью, через максимальное раскрытие чувственности в танце и изживание эроса поцелуем в любовном экстазе финала. Она, как многоликая луна: холодная и целомудренная, с янтарными глазами; нагая истеричная, пьяная луна, ищущая любовников; кровавая луна, которая, наконец, успокаи­вается и растворяется в черноте ночного неба, чернее которого лишь волосы Иоканаана…

«Саломея танцует танец семи покрывал» — строчку пьесы Уайльда Р.Штраус превращает в девятиминутный музыкальный шедевр и одну из кульминаций всей оперы. Так же и финал: две страницы текста выливаются в двадцатиминутный музыкальный экстаз. Голова пророка не есть финальная точка пути Саломеи. Поцелуем она взрывает границы телесного и, наконец, может познать «тайну любви», которая больше, чем «тайна смерти». История Саломеи — гибельный для царства Ирода последний ужин; за столом сливаются Эрос и Танатос.

 

/фото novayaopera.ru/

Вернуться к списку новостей