В год 175-летия П.И. Чайковского Большой театр представляет «Пиковую даму» Льва Додина. В России это будет не только премьера его известной в разных странах постановки, но и дебют режиссера в опере.
Премьерная серия представлений пройдет на Исторической сцене 27 февраля, 1, 3 и 5 марта. Додин выстраивает в спектакле свою логику развития действия. Зрителю предлагается посмотреть на все происходящее глазами обезумевшего Германа, вновь и вновь переживающего историю, приведшую его к сумасшествию. В воспоминаниях героя перемешиваются прошлое и настоящее, меняются местами фантазии и действительность.
Постановка в Большом театре впервые «свела» Додина с Михаилом Юровским — главой знаменитой дирижерской династии. Он стал третьим Юровским в истории додинской «Пиковой дамы». Его сыновья уже дирижировали этим спектаклем в Парижской опере: Владимир — на премьере в 1999 г., Дмитрий — на последнем возобновлении в 2012-м. Давние отношения связывают Михаила Юровского с Большим театром: здесь он дирижировал еще до своего отъезда в Германию (1989 г.). В последние годы сотрудничество маэстро с театром возобновилось. Именно под его руководством вернулся на Историческую сцену «Огненный ангел» С. Прокофьева.
В нынешнем сезоне дирижер выступил с симфоническим оркестром Большого театра. Декорации к «Пиковой даме» создавал театральный художник Давид Боровский (1934-2006), за свою жизнь оформивший более ста пятидесяти спектаклей. В качестве выпускающего художника над постановкой работает сын Давида Боровского — Александр Боровский (именно в его декорациях шла предыдущая «Пиковая дама» Большого театра).
Автором костюмов к спектаклю стала Хлоя Оболенски. Она работает в драматическом и в музыкальном театре, а также в кино, постоянно сотрудничает с Питером Бруком. Световую партитуру к «Пиковой даме» создал Жан Кальман — художник по свету Королевской Шекспировской компании.
Главную партию исполнит первый (и практически бессменный) Герман Льва Додина — Владимир Галузин, признанный одним из лучших исполнителей этой партии в мире.
В партии Лизы выступят выпускница Берлинской высшей школы музыки имени Ханса Эйслера Эвелина Добрачева и выпускница Парижской национальной консерватории Екатерина Годованец.
В партии Графини заняты солистка Мариинского театра Лариса Дядькова, уже исполнявшая эту партию в спектакле Льва Додина, приглашенная солистка Большого театра Елена Заремба и солистка Большого Ирина Долженко.
Партию Томского исполнит Александр Касьянов, а в партии Елецкого — солист Оперы Кракова Станислав Куфлюк.
Лев Додин поставил «Пиковую даму» в 1998 г. в Амстердаме. В 1999 этой постановкой открылся «Флорентийский музыкальный май», и осенью того же года ее показала Парижская опера. Этот спектакль практически все время, прошедшее со дня премьеры (почти семнадцать лет), живет активной жизнью. Парижская опера часто возобновляет «Пиковую даму» Додина (в последний раз — в 2012 г.). По словам самого режиссера, это никогда не было простое «механическое» возобновление - он всегда что-то корректировал, менял акценты. Лев Додин не известен на родине как оперный режиссер. В то время как на Западе он давно сотрудничает с ведущими оперными театрами, среди которых Ла Скала, флорентийский Комунале, Венская государственная опера, Парижская опера, театр Шатле.
Первым разглядел в Додине потенциал оперного режиссера Клаудио Аббадо. Именно он стал инициатором их совместной постановки «Электры» на Зальцбургском фестивале, а затем и во Флоренции. Впоследствии Лев Додин сотрудничал с выдающимися дирижерами — Семеном Бычковым, Мстиславом Ростроповичем, Валерием Гергиевым, Геннадием Рождественским, Зубином Метой, Джеймсом Конлоном.