На сцене Концертного зала Мариинского театра с единственным концертом в России выступил титулованный коллектив в области аутентичного исполнительского искусства – Венецианский барочный оркестр под управлением своего главного дирижера Андреа Маркона.

Венецианский барочный оркестр. Фото с официального сайта коллектива http://www.venicebaroqueorchestra.it/


Это был, пожалуй, один из самых ярких и ожидаемых концертов XXI международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей», он надолго запомнится любителям классической музыки. Вместе с итальянским оркестром северную столицу впервые посетила звезда мировой оперы – меццо-сопрано из Чехии Магдалена Кожена.

Летние гастроли стали частью мирового турне артистов по городам Чехии, Германии, Финляндии, России, Турции и Хорватии. Напомню, что это уже второй  визит Венецианского барочного оркестра в Санкт-Петербург. Два года назад музыканты открывали фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира».

Между тем, история Венецианского оркестра ведется с 1997 года, когда молодой итальянский органист, клавесинист и дирижер Андреа Маркон задался целью создать аутентичный коллектив, в круг приоритетов которого входила бы активная пропаганда малоизвестных шедевров барочной музыки XVII - XVIII веков. Так впервые в мире, благодаря Андреа Маркону, прозвучали премьеры опер и ораторий Кавалли, Вивальди, Марчелло, Чимарозы  и Боккерини. Андреа Маркон возродил в коллективе традиции старинной игры, сформировал особый специфический звук оркестра, отличающийся матовой густой окраской.

Андреа Маркон: «Во-первых, мы все, члены этого оркестра, – венецианцы. Венеция нам покровительствует и делает эту музыку специфичной. Нашу общую работу и всех нас объединяет этот великий город прежде всего своей музыкальностью.  В этом, конечно, заключается особенность нашего оркестра - совершенно исключительный венецианский стиль игры с его многогранностью и большим богатством оттенков барочной музыки.

Конечно, мы все сегодня современные люди и живем в эпоху прогресса, не ездим больше на лошадях, а предпочитаем автомобили. Со временем меняется стиль жизни, меняется мода. Но, с другой стороны чувства при этом все равно остаются прежними, и мы ощущаем те же самые эмоции, которые испытывал человек XVIII века из другой эпохи, и поэтому очень важно суметь изучить данную эпоху, перед тем как начать ее интерпретировать. Не музыка у нас в услужении, а мы служим ей! Поэтому, здесь важно изучать тот период, который предшествовал сегодняшнему дню, пытаться вникнуть в него и понять, чтобы не утверждать: «Ааа, вот Бетховен был глухим. Мы вот не слышим, что он писал, поэтому я буду делать так, как считаю нужным, как сам понимаю. Нет, надо обязательно изучить его творчество, такая возможность существует и необходимо попытаться, благодаря своей душе и чувствам воспринять то, что ощущали люди XVIII века. Это возможно!»

В программе петербургского концерта в исполнении Венецианского барочного оркестра под управлением Андреа Маркона прозвучали шедевры итальянского и немецкого барокко: симфонии и инструментальные концерты Антонио Вивальди и Георга Филиппа Телемана.

Солисты оркестра: Карлес Кристобаль (фагот), Анна Фусек (блок-флейта) и Микеле Фаваро (поперечная флейта) продемонстрировали свое блестящее владение инструментом, удивительно гибкий и прозрачный звук, предельно тонкое чувство ансамбля.  

Королевой вечера стала Магдалена Кожена, обладательница удивительного серебристого меццо-сопрано. В Санкт-Петербург она прилетела вместе со своим супругом – всемирно известным дирижером сэром Саймоном Рэттлом. Оба они остались в восторге от акустики Концертного зала Мариинского театра.

Магдалена Кожена исполнила свои любимые арии из опер Георга Фридриха Генделя, Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди. Обращаясь к партиям мужских персонажей (кастратов), певица совершенно не озабочена вопросами пола.

Магдалена Кожена: «Я исполняла много мужских ролей в своей жизни, и это не очень легко дается в темповых границах. Что касается эмоций женщин или мужчин – они одинаковы: если мужчина или женщина теряют ребенка, для меня это те же самые эмоции и переживания».

- Какое из направлений вокальной музыки Вам несомненно ближе, где Вы чувствуете себя комфортнее?

Магдалена Кожена: «Вы знаете, я вообще неравнодушна к разным эпохам. Я начинала с барочного репертуара, а затем плавно перешла к другим стилям. Мне кажется, что если бы я ограничивалась только одним направлением, это бы обеднило возможности. Когда ты изучаешь музыку барокко, то на самом деле можешь органично петь также  и современную музыку. В принципе, вокально и технически между этим не существует большой разницы, но при этом ты должен знать и понимать стиль, а хорошая вокальная техника – здесь очень важна».

Ария Гризельды из одноимённой оперы Антонио Вивальди в интерпретации Магдалены Кожены восхитила слушателей яркостью образа и феноменальной техникой в сочетании с волшебным аккомпанементом Венецианского барочного оркестра под руководством маэстро Андреа Маркона.

По окончании публика Концертного зала Мариинского театра устроила музыкантам триумфальные овации.

Выступления Магдалены Кожены и Венецианского барочного оркестра под управлением Андреа Маркона продолжатся в Турции. Артисты примут участие на знаменитом летнем фестивале классической музыки в Стамбуле.

Но и москвичам не стоит особо расстраиваться, ведь в конце сентября новый концертный сезон Московского международного Дома Музыки откроет Андреа Маркон вместе с Венецианским барочным оркестром, который будет аккомпанировать знаменитому контртенору Филиппу Жарусски. Это мероприятие обязательно стоит посетить и, тем более, заранее позаботиться о билетах.

Виктор Александров из Концертного зала Мариинского театра, Санкт-Петербург, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей