В эти дни на севере Германии в Ганновере продолжаются концерты международного музыкального фестиваля, посвященного 80-летию со дня рождения выдающегося композитора современности Софии Губайдулиной. Инициатором проведения уникального форума выступила немецкая баянистка, профессор Высшей школы музыки, театра и СМИ Элзбет Мозер.

Элзбет Мозер: «София Губайдулина каждый раз открывает новые возможности инструмента. Это относится и к такому ее произведению, как «Фахверк». Горизонталь в этом сочинении – время, а вертикаль – бесконечность. Мы знакомы уже двадцать лет, и наши представления о звуке совпадают. Я у нее научилась очень многому. В ней все так гармонично сочетается, при том, что на долю Софии выпали тяжелые испытания: она потеряла своих родных – мужа, дочь, сестру. Однажды она мне сказала: "Элзбет, человек в жизни должен все преодолеть, мне это удалось пройти"…»

Сама София Губайдулина очень трепетно относится к проводимому в ее честь фестивалю. Долгое время живя в немецкой деревне Аппен под Гамбургом, композитор полюбила эти места. Немецкая культура повлияла на ее творчество.

София Губайдулина: «Для меня вообще немецкая культура близка с детства. Я воспитывалась в городе Казань, который национально был не слишком окрашен тогда. Музыка И.С.Баха почиталась как самое ценное в истории музыкального искусства. Я знаю, что бы я его спросила – действительно ли он высчитывал в своих произведениях ряд, который я называю «баховским?»  Я встретила эти числа, которыми уже долго занимаюсь. И для меня загадка: «Неужели он считал?». Может быть, это тайна.

Город проявил такое благожелательное отношение к моей музыке. На одном из концертов я почувствовала, что в Ганновере есть громадное количество людей, которым нужно такое искусство. И это действительно важно».

Концерты ганноверского фестиваля проходят в филармоническом комплексе Северогерманского радио. На открытии выступил ансамбль «Резонанс» из Гамбурга во главе с голландским дирижером Райнбертом де Леу, который неоднократно представлял премьеры сочинений Софии Губайдулиной на Западе.

Райнберт де Леу: «В 1989 году в Голландии был фестиваль новой русской музыки. Мое внимание привлекло сочинение Губайдулиной. Эта музыка тогда невероятно меня впечатлила. И я попросил композитора что-нибудь сочинить для возглавляемого мной Шёнберг ансамбля. Так родилось произведение невероятной красоты – кантата на слова Геннадия Айги «Теперь всегда снега». С тех пор мы часто пересекаемся с Софией Губайдулиной. Я очень ценю наши творческие встречи, в том числе участие композитора в репетициях. Музыканты счастливы работать с живыми композиторами, всегда приятно получить рекомендации и авторские указания».

Концерты ганноверского фестиваля представляют ретроспективу сочинений Софии Губайдулиной разных лет.  На открытии прозвучали: Концерт для фортепиано с оркестром Introitus (солист Игорь Левит) и один из недавних монументальных опусов, созданный для баяна и оркестра  – «Fachwerk». Солистка Элзбет Мозер. Название означает особый тип немецкой строительной конструкции XV века.

Софию Губайдулину восхитила идея запечатлеть в звуках этот архитектурный феномен посредством технических и выразительных возможностей баяна.

София Губайдулина: «В этом стиле сам конструкт оказывается эстетическим фактом, даже принимает социальное значение. Простейшие конструкты, например, опоры и балка, какие-нибудь затворы, крючки должны просто служить для того, чтобы дверь открывалась, здание стояло, а не падало. И вдруг эти конструкты стали красотой. Я все время думала о том, как бы это свойство использовать для музыки. Оказалось, единственный  инструмент, который обладает этой возможностью – баян. У него как раз имеется конструкт, который можно вынести на фасад, то есть сделать эстетическим элементом. Левая клавиатура инструмента обладает двумя возможностями: либо это мелодические голоса, либо аккордовые голоса. В этом содержится нечто эзотерическое…»

Следующий концерт 10 ноября был посвящен камерной музыке композитора. Наряду с медитативными пьесами цикла «Silencio» («Молчание») программу украсили другие редко исполняемые опусы автора: пьеса для восьми виолончелей «Танцующее солнце», вслед за которой прозвучала трагическая композиция «Am Rande des Abgrunds» («У края пропасти», посвящение Виктору Суслину). Здесь София Губайдулина выступила еще и в роли исполнителя на экзотическом аквафоне. Звучит инструмент от прикосновений смычка к металлическим стержням, поднимающимся, как стебли, из сосуда с водой. Стереофонический эффект звучания символизирует в этой партитуры веяния небесных сфер.

Еще одно сочинение под названием «Verwandlung» («Превращение») для тромбона, квартета саксофонов, контрабаса и тамтама представляет собой инструментальный театр, в котором главный герой – музыкант-тромбонист превращается из комика в трагического актера. Особую роль имеет здесь визуальный ряд. Тромбонист Йонас Байлунд показал весь спектр художественных возможностей инструмента, при этом он умудрялся бегать по залу, заигрывая с публикой, вызывая улыбки и смех. Однако в конце музыкант появился на сцене в «трагическом» черном плаще.

На фестивале запланирован показ документального фильма «София – биография скрипичного концерта», с участием Анне-Софи Муттер (первой исполнительницей Второго скрипичного концерта Губайдулиной). Состоится научная конференция, в которой примут участие музыковеды из Германии и Швейцарии.

Фестиваль музыки Софии Губайдулиной завершится 13 ноября концертом филармонического оркестра Северогерманского радио под управлением Эйвинда Гульберга Йенсена. Анне-Софи Муттер исполнит посвященный ей концерт «In tempus praesens» («В настоящем времени»).

Виктор Александров, Ганновер (Германия) специально для радио «Орфей»

Фотографии взяты из фестивального буклета

Вернуться к списку новостей