Репертуар Нидерландской национальной оперы пополнился эпатажной постановкой Вилли Деккера оперы Рихарда Штрауса «Электра».

В этом сезоне в Амстердамском театре запланирован ряд оперных премьер. Наряду с представленными спектаклями «Ифигения в Тавриде» К.В.Глюка и «Электрой» Р.Штрауса любителей оперного искусства ждет немало театральных сюрпризов. Среди них: новое сценическое воплощение  «Идоменея» В.А.Моцарта, «Дона Карлоса» Д.Верди, «Турка в Италии» Д.Россини. Не обойдут вниманием и русскую оперу. Дмитрий Черняков собирается ставить новую версию «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова, а канадец Робер Лепаж  лирическую оперу-сказку И.Стравинского «Соловей».

Но вернемся к «Электре» Рихарда Штрауса – одному из смелых произведений, открывших дорогу атональной музыке XX века. Над премьерой работали немецкий режиссер Вилли Деккер, художник по костюмам Вольфганг Гусман, за световое оформление спектакля отвечал Ханс Толстед, музыкальный руководитель Марк Альбрехт. С сезона 2011/12 годов он занял пост главного дирижера Нидерландской национальной оперы.

Рихард Штраус отмечал, что именно в «Электре» он достиг предельных границ гармонии и психологической универсальности. «Электра» – загадочная и, пожалуй, самая мрачная из всех оперных партитур Рихарда Штрауса. Никогда ранее музыка не проникала так глубоко в психологию душевных движений, в истории оперного театра не было и героини, способной утвердить себя в испепеляющей мстительной страсти. Сюжет античной трагедии уступил место постижению невротических состояний человеческой души.

Интерес Штрауса к пьесе Гуго фон Гофмансталя стал способом его философских размышлений. В «Электре» для композитора сошлись и его пристрастие к ницшеанским идеям, и увлечение психоаналитическими открытиями Зигмунда Фрейда, и в то же время возможность продолжить эксперименты в области музыкальной формы.

Главной героине драмы присущ тот же ницшеанский аристократизм духа и неистовое стремление к совершенствованию человеческой природы. Исступленно-взвинченная Электра в исполнении Линды Уотсон не находит себе места в мрачных убогих ущельях замка, стены которого запятнаны каплями крови.

С самого начала спектакля внимание зрителя привлекает светлая тень Электры. Героиня появляется, держа в руках топор, которым Эгист (Хуберт Деламбой) вместе с Клитемнестрой (Михаэла Шустер) убили Агамемнона. Электра готова на самоистязания, она не отдает отчёта своим поступкам. Яростное желание отомстить матери за убитого отца Агамемнона доводит героиню до маниакального состояния.

В постановке Вилли Деккера мало сценографических перемен: главные герои оперы на протяжении полуторачасового действа мечутся в поисках реального существования. Психологическая доминанта экспрессионистской постановки – ожидания и страхи, которыми одержимы главные персонажи. В финале оперы Электра истерично танцует, держа в руках корону убитой Клитемнестры.

Сделав последние напряженные шаги по самому краю сцены, она падает замертво…

 

Виктор Александров, Амстердам (Нидерланды)

Вернуться к списку новостей