9 февраля в Рахманиновском зале консерватории Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского отметит 50-летний юбилей Ивана Соколова. В программе «Ивану Соколову - полтинник!» прозвучат сочинения этого композитора и пианиста. Из трех сочинений юбиляра два будут исполняться впервые: «В музее первобытного искусства» (первое исполнение); «Марко-космос» (1998); «Светлые и печальные мелодии» (первое исполнение). Все сочинения написаны специально для Ансамбля Пекарского.

«В музее первобытного искусства» (2011) - автор давно хотел передать в музыке художественное ощущение, испытываемое им, например, в первобытном отделе Эрмитажа, где современный человек становится сотворцом древних людей, «перекинувших к нам свое вдохновение по этому мистическому временному мосту».

«Маркокосмос» (1998) – в названии сочинения читается связь с Б. Бартоком («Микрокосмос») и Дж. Крамом («Макрокосмос»). За годы сотрудничества между композитором и Ансамблем Пекарского возник целый «космос» из разных произведений. В данном - особое значение имеет внешний вид инструмента, манера игры - театральный элемент.

«Светлые и печальные мелодии» (2010) для ансамбля ударных инструментов – автор стремится пойти по несколько парадоксальному пути, а именно попробовать достичь на ударных инструментах пения. В этой пьесе меньше (или почти совсем нет) инструментального театра, но зато есть ощущение первозданной формы — круга. А может быть, и совсем другие ощущения – ведь помимо композитора и исполнителей, музыку творят на концерте ещё и слушатели – и каждый по-своему.

Иван Соколов родился в 1960 году в Москве в семье искусствоведа Г.И.Соколова. Закончил Гнесинское музыкальное училище по классу И.И.Наумовой, а в 1983 г. - Московскую консерваторию по классу Л.Н.Наумова как пианист и Н.Н. Сидельникова - как композитор; затем ассистентуру-стажировку как композитор. С 1987 года член Союза композиторов России. С начала 80-х активно концертирует как пианист в странах бывшего СССР, с 1990 г. – в Европе; с 2002 г. выступает с ежегодными концертами в США. И. Соколов – участник фестивалей «Московская осень», «Альтернатива», «Декабрьские вечера», Фестиваля им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде. Выступал с дирижерами Г. Рождественским, А. Лазаревым, А. Борейко; с пианистами М. Аргерих, А. Любимовым, А. Батаговым; скрипачами Т. Гринденко, К. Блахером, П. Копачинской; с виолончелистами Н. Гутман, А. Ивашкиным, Н. Шаховской; с вокалистами А. Мартыновым, Л. Давыдовой. Особое место в репертуаре И. Соколова, охватывающем сольную и ансамблевую музыку XVII - XXI вв., занимают произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Бартока, А. Шенберга, П. Булеза, Дж. Крамма, К. Штокхаузена, М. Кагеля, Дж. Кейджа. Пианистом представлены премьеры произведений Э. Денисова, Н. Сидельникова, Н. Корндорфа и др. авторов. Просветительское начало Соколова-пианиста выражается не только в исполнении редкой и новейшей музыки, но и в устных комментариях, которыми он обычно сопровождает свои концерты. Автор оперы «Криптофоника» (1995, в соавторстве с Ираидой Юсуповой и Сергеем Невраевым), хорового Концерта «Деревья» на тексты М. Заболоцкого (1998), вокального цикла «Далекая дорога» на слова Андрея Платонова (1999), оперы «Чудо любит пятки греть» на тексты А. Введнского (2000), Концерта для скрипки, цымбал и струнного оркестра (2000), Сонат для скрипки (2005), виолончели (2002), альта (2006) и ф-но; Трио для скрипки, виолончели и ф-но (2002); более 200 романсов на слова русских поэтов.

С 1995 года И.Соколов живет в Кельне, регулярно бывая в России с концертами, лекциями. С 2005 г. начал преподавать нововведенный предмет «Теория музыкального содержания» на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, а также в Академии им. Гнесиных.

Вернуться к списку новостей