В ходе реконструкции исторического здания Большого театра реставрированы панно Императорского фойе, созданные в XIX веке.

Перед коронацией императора Николая II в 1895 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к этому торжеству залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и двенадцать шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах представляет собой композицию растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России, уничтоженные во времена советской власти.

Перед реставраторами, восстановившими уникальные панно, стояла задача колоссальной сложности. За прошедшие сто лет художественные полотна, украшавшие Большой зал Императорского фойе, переименованного в 20-е гг. ХХ столетия в Бетховенский зал, значительно пострадали. Повреждения являлись результатом неосторожной эксплуатации, многочисленных ремонтов и реставрационных недочетов.

Исторические ткани, являющиеся настоящими музейными экспонатами, не пощадили ни люди, ни время. На место медальонов с двуглавыми орлами и монограммами, которые просто-напросто вырезали ножницами, были нашиты заплаты с цветочными рисунками. Качество исполнения этих «заплат» никак не соответствовало высокому уровню оригинала. А в 70-х годах, к тому же, было принято неправильное решение подвергнуть художественные полотна химической очистке.

Органические растворители нарушили естественную защиту волокон шелка и шерсти. В результате, они стали хрупкими, что привело к их ослаблению и выпадению нитей по всей поверхности панно. К началу реставрации в 2006 г. утраты составляли свыше сорока процентов.

На всей поверхности панно имелись и многочисленные механические повреждения: разрывы тканей, деформация и обрыв нитей, повреждения краев несколькими рядами гвоздевых прорывов. Нити шелка и шерстки также деформировались и утратили первоначальный цвет в результате перепадов температуры и влажности в помещении. Также на ткани были видны пятна различного происхождения и брызги краски, попавшей на нее в результате производившихся в театре ремонтов.

Реставраторам нужно было восстанавливать каждую поврежденную нить исторической ткани. Для этого пришлось создать специальные инструменты и кисти, чтобы затем вручную очистить от загрязнений каждый миллиметр ткани. В результате кропотливой работы, занявшей целых три года, все поврежденные нити художественного полотна были обновлены, а утраченные - воссозданы из материалов, идентичных тем, что использовались в 1895 г.

Вернуться к списку новостей