На River Terrace – замечательной, выходящей на Темзу террасе знаменитого дворца Сомерсет-Хаус в центре Лондона выстроен иглу – дом-шатер, типа тех, в которых живут обитатели крайнего севера – инуиты.

И хотя страшный – по лондонским меркам – холод декабря, кажется, отступил, зима все еще в полном разгаре. И потому Ice Music – так называется серия проходящих в этом иглу концертов "ледяной музыки" выглядит вполне уместно.

Ледяная музыка или музыка льда… Слова эти звучат красиво, но не очень понятно. Оказывается, однако, что за красивой образностью кроется вовсе не метафора, а самая что ни на есть буквальная музыка льда – то есть музыка, исполняемая на сделанных из льда музыкальных инструментов.

"Ужасно интересно проверить, в целости и сохранности ли все наши инструменты. Давайте посмотрим", - с такими словами стал распаковывать свой багаж по прибытии в Лондон Терье Исунгсет - норвежский музыкант, первый и до сих пор чуть ли единственный в мире исполнитель музыки на инструментах, сделанных из льда.

Инструменты он привозит с собой в специальном холодильном фургоне из Норвегии, и всякий раз перед концертом, естественно, волнуется, не разбилось ли что-нибудь из его хрупкого музыкального арсенала в дороге.

"Это кусок льда примерно 30 сантиметров длиной, десять сантиметром шириной и два сантиметра толщиной. Я его чуть-чуть подогреваю и играю на нем как на ксилофоне или маримбе. А вот это уже ледяная труба", - бережно доставая свои сокровища из коробок, рассказывает Терье.

Труба, надо сказать, впечатляет - внушительных размеров ледяной раструб, держать его Терье приходится в рукавицах - от тепла рук он растает, а руки заледенеют. Концерт долго продолжаться не может - инструменты тают - если, конечно, не играть на морозе. На морозе, впрочем, играть невозможно - губы прилипают ко льду.

Здесь в Лондоне мороза нет, и для серии концертов в течение трех дней Терье привез с собой из Норвегии целый набор таких труб - каждой хватит на два-три выступления, не больше. Почему, спрашиваю я у музыканта, не производить ледяные инструменты на месте? Казалось бы, чего проще - залить в готовую форму воды, сунуть в морозильную камеру и через пару часов готово - бери да играй.

"Да, инструменты можно было бы делать прямо здесь, но это будет искусственный лед, а искусственный лед не может правильно звучать, он не даст нужного резонанса, и играть концерт только на инструментах из такого льда невозможно, - отвечает музыкант. - Лед должен быть только естественный, природного происхождения, и найти такой лед очень и очень трудно. Качество льда зависит от воды, от климата места, где она замерзла, от того, какой была в этом месте зима, и как замерзала вода. Однажды в 2003 году я был на северо-западе Швеции, посмотрел на тамошний лед и понял - это лучший год. Бывают годы получше и похуже, лед получше и похуже - в точности как с вином".

Терье начинал как перкуссионист, играл в разнообразных ансамблях. Понятно, что Норвегия страна северная, льдом там никого не удивишь, но все же каким-то образом должна была придти в голову идея делать музыку из льда.

"Как композитор я уже давно использовал необычные приемы извлечения музыки, - рассказывает Терье Исунгсет. Так, например, у меня была композиция для самой большой в мире нефтяной вышки, на джаз-фестивале в городе Мольте я сделал композицию для звуков местной фабрики, у меня были композиции для дерева, камня и тому подобное.

И однажды в 2000 году фестиваль на севере страны попросил меня сделать для них специальную композицию. Я решил использовать только природные элементы, то, что было под рукой. А концерты проходили в пещере с замерзшим водопадом. Там были и камни, и дерево, и я приставил микрофон к воде и ко льду. Звук получился просто великолепный".

Звук действительно завораживает – впрочем, наверное, завораживает все же с сочетании с невероятным, никогда невиданным прежде зрелищем – музыкант дует в ледяную трубу, извлекая из нее невероятные поющие звуки.

Большая часть инструментов – перкуссионные. Лед резонирует, звенит, поет – в зависимости от того, лежит ли ледяная пластина на ледяном алтаре или же подвешена на огромной льдине-постаменте. Помогает Терье в концертах певица Лиина Нимарк.

Сегодня на счету Терье Исунгсета - шесть альбомов, изданных не его фирме All Ice Recods. Инструменты он хранит у себя дома в огромной морозильной камере площадью 18 квадратных метров. Каждый год в конце января в своем городе Гейло он проводит фестиваль Ледяной музыки, а теперь Терье мечтает свозить свою музыку и в Россию - особенно его привлекает Якутск.

Вернуться к списку новостей