В течение последней майской недели в Берлине с оркестром филармонии выступили главный дирижер сэр Саймон Рэттл и Дмитрий Китаенко, который не часто бывает с концертами в немецкой столице. Саймон Рэттл завершил в этом сезоне исполнение цикла симфоний Яна Сибелиуса. Удивительно органичное и самобытное прочтение Рэттлом поздних симфоний финского классика, а речь идет о Пятой, Шестой и Седьмой симфониях, заставило музыкальную общественность по-новому с художественной точки зрения отнестись к фигуре композитора, ведь его поздние опусы не всегда отличаются гармонической ясностью и деликатностью. Тем не менее Саймону Рэттлу такая музыка явно по душе.

А вот его коллега Дмитрий Китаенко, выступивший вчера в Концертном зале Берлинской филармонии, предпочел выбрать совсем иную сферу. Слушателям была предложена возможность сравнить в одном концерте абсолютно контрастные сочинения, созданные композиторами - современниками — Б.Бартоком, Р.Глиэром и А.Скрябиным примерно в одно время. Сюита «Венгерские эскизы» Б.Бартока поражала своей фольклорной колористикой, в фантастической игре каждого из солистов Берлинского филармонического оркестра можно было проследить различные градации чувств и настроений. Не менее яркая атмосфера ощущалась и в последующем произведении: золотая звучность, романтическая гармония, учтивая лирика — пожалуй такими эпитетами можно охарактеризовать убедительную интерпретацию сложнейшего Концерта для валторны с оркестром Р. Глиэра чешским виртуозом Р. Бабороком. Известно, что Глиэр посвятил свое сочинение одному из некогда влиятельных валторнистов нашей страны Валерию Полеху, который играл долгие годы в симфоническом оркестре Государственного академического Большого театра.

Радэк Баборок считает это сочинение одним из успешных шагов в своей творческой карьере. «Я люблю играть инструментальные концерты, и даже люблю фортепианную музыку, например Интермеццо того же Глиэра, - говорит Р.Баборок. - Иногда я позволяю себе играть даже не для публики. Недавно сделал переложение для валторны знаменитого концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра. Маэстро Китаенко я знаю уже давно. Я участвовал в одном из международных конкурсов много лет назад и там мы встретились первый раз. Вообще замечательно играть с таким мастером». Действительно, слушая чарующие звуки валторны Р.Баборока, в очередной раз поражаешься невероятному артистизму, яркой виртуозности и, конечно же, силе звука, который блестяще продемонстрировал этот музыкант.

Для Дмитрия Китаенко это уже не первая встреча с Радэком Бабороком. «Блистательный музыкант, он совершенно безошибочно виртуозно, свободно сыграл, - поделился впечатлениями Д. Китаенко. - Был замечательный прием у этого концерта. Так что наша музыка в Европе. Я думаю, что сын Валерия Полеха, который может быть узнает о том, что звучал концерт, посвященный его отцу, тоже будет рад, потому что он был первым исполнителем в Москве. А я был хорошо знаком с его сыном.»

Третья симфония Александра Скрябина - «Божественная поэма» - с ее философской мечтательностью, пантеизмом, свойственна дирижерской натуре самого Дмитрия Китаенко. Артист впервые дирижировал это сочинение с Берлинским оркестром.

Д. Китаенко: «Скрябин последний раз, как мне сказали, звучал здесь лет 25 тому назад. Так что по существу, оркестр играл это впервые. Это конечно изумительный коллектив, с потрясающими солистами, с потрясающим звуком и невероятной музыкальностью, которой следовал буквально за каждым движением, за каждым вздохом, был един в своем и порыве, и в ласке, и во всех частях. Я просто сегодня получил огромное удовольствие и как музыкант, как артист, и как русский человек с гордостью за свою музыку, за свою родину. Я всегда помню свои концерты в Екатеринбурге, но должен сказать, что вот этот мост из Екатеринбурга, из России я перенес сюда и вот сегодня это прозвучало с дополнительной силой, с дополнительной эмоцией.»

Июньские концерты в Берлине с главным оркестром филармонии запланированы в графике выдающихся дирижеров современности: Х.Бломштедта, С. Бычкова и конечно же главного маэстро Берлинского оркестра сэра Саймона Рэттла. А осенью уже в десятый раз стартует очередной марафон MusicfestBerlin, который в этом году будет посвящен творчеству Пьера Булеза, Игоря Стравинского и Лучано Берио. Ожидается приезд в немецкую столицу мэтра французского авангарда П.Булеза, чье 80-летие широко отмечается в этом году во всем мире.


Виктор Александров, Германия, специально для радиостанции «Орфей»

Вернуться к списку новостей