Не так давно, в декабре минувшего года, в рамках очередного Круглого стола, проводимого Российским государственным музыкальным телерадиоцентром, из доклада социолога Александра Вячеславовича Шарикова стало наглядно ясно, что преимущественно аудиторию радио «Орфей» составляют люди от 40 лет и старше. Причем в процентном отношении 43, 6% (а это преобладающее большинство) составляют слушатели от 60 лет. В свою очередь одной из главенствующих тем прошедшего Круглого стола была названа популяризация и продвижение классической музыки, и в первую очередь среди молодежи. Получается, что та «взрослая» аудитория любителей и творителей радиостанции «Орфей» в немалой степени озадачена тем, что слушают их дети. А слушают они сегодня с подлинным наслаждением электронную музыку. Это уже отсылает нас к Владимиру Молчанову, который неоднократно поднимал вопрос будущности компьютерной музыки в своих авторских программах. В частности, интересная беседа здесь получилась в одной из последних его передач с современным композитором Владимиром Тарнопольским, который взаимодействуют с компьютером непосредственно, да еще и делает это в области академической музыки.

 

 

Вопрос, между тем, стоит довольно ясный, а именно, чего же не хватает академической музыке, чтобы быть популярной, а электронной, чтобы быть созидательной? Поэтому, увидев в афише на выходные заявленную вечеринку в одном из передовых музыкальных клубов ночной столицы «Арма17», под названием «ID:OLOGY» и подзаголовком «Интеллектуальный клаббинг», мы решили отправиться туда с тем, чтобы понять, возможен ли интеллектуальный клаббинг в принципе как явление, и, может быть, именно «интеллектуальности» не хватает этому институту высокотехнологичной музыки?

Многочисленные анонсы, буклеты и даже промо-сайт вечеринки позиционировали ID:OLOGY как «первый проект, предлагающий принципиально новый взгляд на ночную жизнь мегаполиса, где экспозиция арт-объектов, созданных с применением высоких технологий, органично сочетается с выступлениями актуальных представителей новейших музыкальных течений». В общем, вечеринка обещала представить симбиоз клаббинга и различных творческих направлений, «позволяющий совмещать совершенно разные впечатления, одновременно наблюдая тренды в искусстве, музыке и технологиях».

Что же удалось воплотить в действительности? В данном случае, к сожалению, воплотить удалось лишь неизменную для «Армы» качественную и интересную музыкальную программу. Впрочем, на ней мы детально останавливаться не будем, дабы не мучить эстетические пристрастия почитателей радио «Орфей», ибо музыка там была сплошь электронная. К слову сказать, и здесь не обошлось без занятных личностей. Так во второй день выступал DJ Guti – бывший пианист-виртуоз из Аргентины, в свое время увлекшийся техно-музыкой, и теперь в его миксах можно услышать нотки джаза и хорошо различимые латиноамериканские пассажи. Ну да ладно… Как бы там ни было, мультимедийной составляющей фестиваля (которая призвана была нести интеллектуальное начало) соперничать с музыкальной, увы, не пришлось. И как результат ей так и не удалось переманить хоть сколько-нибудь внимания пришедших любителей прогрессивной музыки.

 

 

На этом, казалось бы, можно было бы и закончить, ибо «интеллектуального клаббинга» не получилось, а все остальное нас не очень интересует. Однако идея то была подана, и провалилась вовсе не потому, что мультимедийные инсталляции, либо любое другое современное визуальное искусство не способны заинтересовать нынешнего клаббера в его стихии, а именно потому, что в данном случае носили чисто символический характер. Назвать данные инсталляции не получается даже посредственными, да и само слово «инсталляции»  здесь едва ли применимо. Скорее это были такие багатели (от фр. bagatelle – безделица), безделушки, «завлекалочки», чтобы гости не скучали в ожидании своих кумиров. Ну, вот несколько человек собралось у сенсорной панели, имитирующей психоделическую водную гладь, чувствительную к прикосновениям пальцев руки. Чуть дотронешься до нее, и пойдут характерные «водные» круги, проведешь рукой вдоль – и уже целая волна. Сегодня подобное приложение можно установить на любой мобильный телефон с технологией «touch screen». Некоторые еще задерживались около «интеллектуального зеркала» с картинкой большого города, в котором (о, боже!) можно было увидеть собственное отражение. Была еще своеобразная аэродинамическая труба, в которой хаотично летали пачки сигарет небезызвестной марки – вещь настолько же неудивительная, насколько безвкусная. В изобилии было различных динамических световых проекций, преимущественно рекламного характера. Все эти «изыски» никак не обогащали и сам интерьер, не привнося в него ни стилистики, ни колорита, не задерживая на себе внимания, в то же время и не отторгая, вполне вписываясь в привычное понимание клубного антуража.

 

 

В свете неоправдавшихся надежд увидеть «интеллектуальный клаббинг» оставался лишь один вопрос – почему? Почему нередко современное искусство сталкивается с одной и той же проблемой – неумением воплотить на достойном уровне действительно интересную идею? Ведь здесь, казалось бы, можно было пригласить востребованного художника по визуальным материям, и сделать из рядовой вечеринки событие, где экспозиция могла быть хотя бы соотносима с музыкой. Очевидно и то, что для того, чтобы сотворить нечто художественное, необходимо привлекать для этого художника, а не спонсора…

 

Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"

Фоторепортаж Антона Белицкого (www.single-photo.com)

Вернуться к списку новостей