В интернет-версии лондонской газеты «The Times» появилась пространная статья «Конец итальянских оперных театров?», в которой рассматривается нынешний кризис. Большую часть мая оперные театры сотрясают забастовки служащих, протестующих против правительственного закона, сокращающего государственные расходы на оперу.

26 мая директора всех 14 итальянских оперных театров собрались на встречу с министром культуры Сандро Бонди, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Правоцентристское правительство Сильвио Берлускони настаивает на том, что сокращения расходов необходимы не только для того, чтобы помочь Италии пережить кризис евро, но также и для того, чтобы отучить оперные театры от гарантированного получения ежегодных государственных субсидий в размере 220 миллионов фунтов (для сравнения в Англии они в прошлом году составили 65 миллионов фунтов) и избавиться от «абсурдных аномалий», вроде платы хористам за то, что им приходится петь на иностранных языках или держать меч. «Любовь, которую я питаю к нашей культуре, является причиной того, что я хочу спасти наши оперные театры», - говорит Бонди.

Правительство утверждает, что 70% государственных дотаций тратятся на зарплату, и что оперным театрам пора покончить с расточительной практикой и привлекать больше частных спонсоров. Опера съедает почти половину государственного бюджета на искусство.

Однако влиятельные музыкальные профсоюзы ничего не хотят слушать. Из-за забастовок были отменены оперные спектакли в Риме, Милане, Венеции, Флоренции, Болонье, Триесте и Турине. Сейчас обычной практикой стало начинать спектакль или концерт с обращения к публике – сопровождаемого аплодисментами – с осуждением «убийства» оперы.

Следует все же сказать, что многие ярчайшие итальянские звезды работают за границей, как например, Клаудио Аббадо в Люцерне. И в стране мало режиссеров-новаторов. Так, в январе в Римской Опере поставили «Фальстафа» Верди под руководством Франко Дзеффирелли и при этом откопали его декорации 1956 года. Антонио Паппано, музыкальный директор Королевской Оперы Великобритании и большой поклонник итальянской оперы, говорит, что проблема не в том, что итальянцы разлюбили оперное искусство, а в том, что «им часто становится скучно, что гораздо хуже. Порой оперный театр больше смахивает на бюро похоронных услуг. Если нет жизни на сцене, ее нет и в публике».

Не все, однако, так мрачно. Директор Римской Оперы Кателло Де Мартино активно ищет новых спонсоров и ведет переговоры о снижающих расходы совместных постановках с театрами Барселоны, Парижа, Софии и Метрополитен Опера. Де Мартино не теряет оптимизма. «У нас чудесные оркестр и хор, и в декабре Риккардо Мути займет пост музыкального директора», - говорит он. Летом театр покажет «Аиду» и «Риголетто» под открытым небом в Термах Каракалла.

Еженедельно театр с экскурсиями посещают 7 тысяч школьников. При директоре Стефане Лисснере Ла Скала за прошедшие 5 лет сократила зависимость от государственного финансирования. Теперь 60% ее ежегодного бюджета в 115 миллиона евро покрывается за счет продажи билетов и частных пожертвований и только 40% - за счет государственного финансирования. Ла Скала организовала клуб для тех, кому нет 30 лет. 90 тысяч миланцев пользуются возможностью приобретать билеты с 30%-ной скидкой, чтобы побывать на 280 оперных и балетных спектаклях и концертах, ежегодно даваемых в Ла Скала.

 

Вернуться к списку новостей