Российский национальный оркестр продолжает сотрудничество с известными европейскими дирижерами. В очередной раз эстафету принял один из радикальных немецких музыкантов современности Инго Метцмахер. В настоящее время маэстро руководит Немецким симфоническим оркестром Берлина. Обширная концертная деятельность нисколько не мешает Инго Метцмахеру заключать новые контракты.

Начав свою карьеру в качестве пианиста в камерном оркестре «Ensemble Modern» в 1981 году, Метцмахер в дальнейшем успешно дебютировал как оперный дирижер в театрах Франкфурта, Брюсселя, Гамбурга и Амстердама. Желание выступить в России с программой из сочинений современных композиторов давно волновала Инго Метцмахера. Известны особые пристрастия дирижера к этой сфере творчества. Метцмахер неоднократно исполнял в своих концертах музыку Айвза, Шёнберга, Берга, Мессиана, Бриттена, Кейджа, Ноно, Хенце, Васкса и многих других. Однако охотнее всего дирижер обращается к симфоническому наследию Дмитрия Шостаковича и современного немецкого композитора Карла Амадеуса Хартмана. С Бамбергским симфоническим оркестром маэстро записал все восемь симфоний Хартмана. Случай довольно редкий для Германии, ибо не каждый дирижер может похвастаться таким серьезным и проникновенным отношением к современной немецкой классике.

Инго Метцмахер: «Я очень рад выступить в Москве на прославленной сцене Большого зала Консерватории. Это была очень волнительная и долго воплощаемая мной идея, причем которую мне даже трудно объяснить. Я выбрал произведения Шостаковича и Хартмна не случайно, ведь они очень близки по духу. Оба композитора-современника стали свидетелями чудовищных исторических катаклизмов. Поэтому судьбы этих людей чем-то похожи. В музыке Хартмана и Шостаковича запечатлены вся правда и боль военных последствий ХХ века. Каждый из этих композиторов в своей стране в музыкальном плане нес тот же тяжкий крест, который несли народы этих стран в то страшное время.

Я очень люблю дирижировать часто в одном концерте симфонии Хартмана и Шостаковича, хотя это довольно рискованно для некоторых программ из-за достаточно крупных форм. Поэтому здесь я решил ограничиться сочинением малого масштаба – симфонической поэмой «Miserae», что означает «угнетенные». Произведение посвящено жертвам фашизма – страдавшим в концлагерях…»

Как уже было сказано, Метцмахер – активный пропагандист современной музыки. Не так давно в Гамбурге им была проведена серия лекций-концертов «Кто боится музыки ХХ века?» А в 2005-м году в продолжении темы была издана собственная книга «Никакого страха перед новыми звуками».

Для Метцмахера концерт в Москве – чрезвычайно ответственная акция. Немецкая  концептуальная линия программы предельно ясно прослеживается благодаря тому, что после музыки Вагнера (симфонических фрагментов из «Тристана и Изольды») и симфонической поэмы «Miserae» Хартмана следовала грандиозная Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича, в которой по-своему интерпретирован немецкий аспект.

Инго Метцмахер: «Я считаю, что в этой симфонии ощутим самый сильный контакт с Германией. Шостакович и Хартман оба противостояли фашизму. Поэтому они были братьями по духу. Они сумели воспроизвести художественное сознание людей своей эпохи».

Интерпретация Седьмой симфонии Шостаковича Метцмахером, пожалуй, ближе всего соответствовала точке зрения самого композитора, который в своих беседах с Соломоном Волковым не раз акцентировал внимание не только на военной агрессии, но и на чудовищном терроре конца 30-х годов, когда были уничтожены миллионы безвинных людей. Варварское звучание оркестра, хлесткие струнные, резонирующая медь и тяжелые батареи ударных еще отчетливее представляли такую мрачную картину.

Безусловно, реакция публики подтвердила ту необходимость в этой бессмертной музыке, которая не так часто исполняется на концертных площадках, равно как и всей программе концерта. Инго Метцмахер преодолел рамки, донеся до слушателей художественную правду великих  музыкальных произведений ХХ века.

 

>> Официальный сайт Инго Метцмахера

Вернуться к списку новостей