Фотограф Алексей Молчановский Просматривая прессу, посвященную непостижимому музыкальному явлению современности в лице соул-певицы, звезды ритм-н-блюза и джазовой дивы Эрики Баду (Erykah Badu) непреднамеренно сталкиваешься с единословными сравнениями: колдовство, магия, чародейство, волшебство, фантасмагория… Впрочем, в более земных сферах это находит довольно весомые подтверждения – на сегодняшний день Эрика Баду четырехкратная обладательница премий «Grammy», трех премий «Soul Train Lady Of Soul Awards» и специальной награды «Aretha Franklin Award 2003».

Вокал Эрики Баду – глубокий и мощный, плотный, с чарующим джазовым колоритом и актуальным пониманием, временами дикий, проникновенный, очень пластичный и амплитудный, бесконечно разнообразный – здесь столько свойств, качеств, нюансов и возможностей, что это становится абсолютно неподвластным пониманию. И нет того слова, которое могло бы объяснить уникальность этого голоса. Ибо он не столько возделан, сколько дарован своей обладательнице. 

Та вокальная и музыкальная школа, которую прошла Эрика Баду, не столько взрастила ее, сколько выточила, подобно ваятелю, который берет камень самой благородной породы и воссоздает из него скульптурный шедевр. А Эрика Баду – несомненный шедевр созидательного гения самой природы, как однажды было замечено, «она – инстинкт в музыке». Обозреватель «Коммерсанта» Борис Барабанов после прошлогоднего концерта Эрики Баду в столичном клубе «Б1» в своем пост-материале писал:

«О ней вообще не хочется говорить в категориях смысла, драматургии, концепции. Эрика Баду воздействовала непосредственно на инстинкты. Эта женщина, рожающая детей одного за другим от разных отцов без отрыва от своего хип-хопового производства, выглядела полным и абсолютным порождением самой природы…»

Поистине, это совсем иное ощущение, когда творчество – не часть жизни, а часть естества. Поэтому об Эрике Баду, действительно, очень трудно судить в профессиональных категориях, равно как и определять ее музыку в какой-то стиль. Говорят, термин «неосоул» придумали специально для нее, здесь она стала в своем роде законодательницей и непревзойденной дивой. И все же ее музыка в жанровом понимании гораздо шире и фантасмагоричнее, и даже при самом изыскательном поиске она не поддается конкретике. Определенно, Эрика творит в актуальных течениях – в ее музыкальных полотнах смешаны винтажный соул, ритм-н-блюз, нью-джаз, отборный альтернативный хип-хоп, все это с элементами мелодичного пост-рока и электронного бита. Ее вокальная техника и приемы поражают воображение: с одинаковым превосходством она может звучать в своем фирменном стиле – бесконечно медитативно и на распев, искусно читать рэп (ритмичный речитатив), петь джаз истинно черным женским вокалом – глубоким и теплым, надрывно кричать на балансирующем нерве и брать поистине запредельные длинноты. А перманентная импровизация в столь необъятной стилистике становится естественной формой существования Эрики Баду в музыке. 

Фотограф Алексей Молчановский В ее искусстве очень мало живого инструментального звучания, зато в изобилии насыщенного электронного саунда (от англ. sound – звук) высшей пробы. На сцену «Luxury Village» музыканты Эрики Баду вышли в составе барабанщика, двух гитаристов, клавишника (с двумя синтезаторами), бэк-вокалисток, перкуссиониста, флейтиста и диджея. Сама певица подходила поочередно то к установленной рядом драм-машине, выбивая на ней выразительные ритмические узоры, то к электронной перкуссии – диковинному инструменту с высокой динамической чувствительностью, способного воспроизводить целый спектр инструментальных звуков от  виниловых скретчей до этнических тамтамов. А зал на этот раз преобразовался в рафинированный ресторан клубной концепции. Его аскетичный и стильный партер сменился хаотично расставленными столиками с белоснежными скатертями, свечами, фруктами и шампанским. Удивительно, но здесь можно было даже курить. Очередной luxury-формат в высшей степени удался – атмосфера была красивая, непринужденная и очень богемная. Пришедшая публика была явно моложе и музыкально прогрессивнее, чем та, что обычно посещает рублевские концерты, а среди гостей вечера можно было заметить несколько злободневных медийных лиц. Впрочем, в целом народу пришло меньше обыкновенного – добрая часть и без того редко расставленных столов одиноко пустовала.

Первым на сцене появился диджей, задав довольно длительный и вариативный сет инструментального фонового лаунжа, который замечательно лег под начавшийся ужин. Вышедшие некоторое время спустя музыканты сместили акценты в более авангардное концертное звучание. Сама дива предстала в новом удивительном обличье собственного сочинения – на смену высоким африканским тюрбанам и необузданной копне волос, столь же необъятной, как и все прекрасное в этой женщине, пришел классический черный цилиндр в стиле Жорж Санд. То ли так остро прочувствовала Эрика рублевскую публику, то ли просто это ее сегодняшнее самоощущение, но ее прежде дикая, этническая красота на этот раз трансформировалась в эстетику агрессивного гламура. Крайне изобретательного дизайна дутое платье дополнялось высокими лакированными ботфортами на умопомрачительных шпильках. В процессе чарующего действия платье было скинуто, головной убор тоже – Эрика осталась в маленькой черной шапочке и в облегающем пиджаке классического кроя.

Фотограф Алексей Молчановский Вторя своему новому стилю она задала музыке хороший жесткий фанк-ритм, уводя ее, таким образом, из области фирменной медитативности в динамичное и драйвовое  звучание с примесью джаз-рока. Импровизация тоже приобрела какой-то экспрессивный характер – певица постоянно рвала и ломала ритм, блюзовый вокал неожиданно чередовала с разговорным речитативом под музыку, иной раз форсировала голос до пронзительного крика. Все это дополнялось фантастическим, сложным и профессиональным светом, что придало всему действию колоритный оттенок шоу.  

Есть в Эрике Баду нечто совершенно аутентичное, искреннее, цепляющее… Традиционная для Барвихи статусность была смазана, как что-то напускное и инородное. Организованный перед сценой довольно просторный танцпартер к концу вечера плотно заполнился танцующими и просто желающими быть ближе к как никогда пленительной сцене. Ей свойственна покоряющая сценическая особенность – она всегда старается найти возможность спуститься в зрительный зал к своим слушателям, ей необходимо почувствовать их, найти тактильный контакт. В этой радости она не отказала и московской luxury-публике, вернее сказать, не отказала в этом себе (!) и на этот раз. На излете концерта она спустилась со сцены, прошлась среди гостей, к кому-то подошла совсем близко, продолжая петь, глядя в глаза, как будто специально для него, кого-то брала за руки, кому-то дала микрофон… А зал в благодарность наполнился прежде невиданной здесь резонирующей живой эмоцией.

По сути, есть ли разница, какое воплощение принимает уникальный вокальный дар, будь то величественная опера под симфоническое сопровождение оркестра или клубная нео-соул-сцена с элементами джаза и хип-хопа одновременно, под прогрессивное электронное звучание с мощным ритмическим рисунком из драм-машины. Каждый зритель выбирает форму наиболее близкую ему, но это не в коей мере, вопреки распространенному представлению, не делит истинное искусство на более и менее высокое. Сцена «Luxury Village» в Барвихе соединяет в себе кардинально разное и лучшее, ультра-современное и академическое, джаз и оперу, симфоническую музыку и диско. Этот зал способен работать в режиме классического театра и клубного кабаре. Несмотря на социальную обособленность, он все же представляет собой некую модель театра будущего, где главным достижением станет подобная универсальность. Ведь сегодня академические филармонии в силу своей специфики просто закрыты для целого пласта людей, в то время как их публика по той же самой причине отрезана от современных концертных площадок клубного формата. А между тем шедевры существуют и там, и там…

 

>> Галерея - Единственный московский концерт соул-дивы Эрики Баду в Барвихе Luxury Village 

 

Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей