В субботу 10 октября в столичном клубе "Союз композиторов" Андрей Макаревич представил свой новый музыкальный проект «Джазовая трансформация». По окончании вечера, однако,  вопрос остался открытым – была ли это трансформация джаза в контексте Макаревича, или все же творчество Макаревича трансформировалось в область джаза? Скорее всего последнее… Так или иначе, при искренней любви и внутреннему сегодня тяготению к джазовой музыке Андрей Вадимович  неизменно остается исполнителем авторской песни - то чувствуется и во владении гитарой, и в лирическом подходе, и в прочем. Словом, добротного джазового звучания, характерного для здешних концертов, на этот раз было мало. Но и в отсутствие джаза как такового сама идея привлекательности не утратила.

 

Надо сказать, что имя Андрея Макаревича, словно успешный бренд на отечественной музыкальной сцене, давно зарекомендовало себя в сердцах и умах. Субботний концерт в «Союзе композиторов» без преувеличения можно назвать аншлаговым. Сначала были представлены проверенные джазовые хиты в авторской трактовке Макаревича и его ансамбля. Затем – не менее известные песни собственного сочинения на джазовый манер. Хоть и на разные лады, но об джазовую подачу Андрея Макаревича все время спотыкаешься. Ибо есть у джаза одна характерная особенность – он заразителен, причем в самом физическом смысле. А если такого нет, то это уже не джаз, а вариация на тему...

Андрей Макаревич: «Началось все с того, что я понял, что единственная музыка, которую я слушаю сегодня без раздражения, – это американская эстрадно-джазовая вокальная музыка 40-х-50-х годов: Дайана Вашингтон, Чет Беккер, Элла Фицжеральд. Эта музыка полна красивых мелодий, которых в сегодняшнем мире явно недостаток, изумительных аранжировок, оркестров, живого звучания… Все это вдохновило меня… я прекрасно понимаю, что я никакой не джазовый певец, и никогда им не стану, но от соединения живой свинговой игры и того, что делаю, как мне кажется, возникает что-то новое и интересное».

Новую для себя музыку Андрей Макаревич играет с видимым наслаждением, с таким кайфовым самопогружением в нее, с внутренним драйвом. Но странным образом это никак не передается в зал. В том смысле, что нет той самой джазовой заразительности, которая способна задавать настроение и удерживать на одной волне. Есть что-то другое… И это, конечно, находит отклик у зрителя, но совершенно иного толка. В этом проекте Андрей Макаревич не столько дарует музыку публике, сколько сам существует в ней. И получается очень душевно, лучезарно, искренно… в лучших традициях русской авторской песни, когда эффект достигается за счет глубокой проникновенности, цепляющей на рецепторном уровне.

 

 

А тут на сцену вышел классический состав инструментов: рояль (Евгений Борец), саксофон (Михаил Савин), труба (Владимир Галактионов), контрабас (Сергей Хутас), ударные (Сергей Остроумов), оригинально дополненные гитарой. Вот, собственно, и весь джаз, а дальше следовали сплошные трансформации. С точки зрения харизмы, музыкантам ансамбля (почти все они, кстати, участники другого прославленного проекта Андрея Макаревича «Оркестр креольского танго») не хватило то ли обаяния, то ли энергетики. В этом плане второе отделение с авторскими песнями было куда разнообразнее и интереснее, ибо более традиционные джазовые аранжировки, звучащие в первом, хоть и исполненные добротно, но как-то не впечатлили. Ну и наконец, пение Андрея Макаревича при всей его своеобычности и тембровой приятной мягкости все же далеко от привычного джазового вокала.

Зато на сцену вместе с музыкантами выходила потрясающая певица Ирина Родилес, кстати, довольно известная и востребованная в московских джазовых кругах. Ее присутствие на сцене восполнило недостаток и харизмы, и куража, да и вообще оправдало джазовое позиционирование программы. Вот уж подлинно жанровый вокал – классический, в духе старого американского джаза, мощный и гибкий – пленительный прокуренный голос со специфической гортанной сиплостью. А еще – обворожительная манера держаться на сцене – раскованно и игриво, в стиле дивы кабаре, непринужденно общаясь с музыкантами прямо во время исполнения и мастерски заигрывая с публикой.

 

 

Пожалуй, в изысканном ресторанном антураже клуба «Союз композиторов» джазовая программа Андрея Макаревича нашла свое лучшее обрамление. Это тот самый момент соотношения, когда место и событие органично заканчивают друг друга. Для более академической сцены здесь не хватает созерцательности. Впрочем, возможность проверить это появится уже скоро – 3 декабря Андрей Макаревич и его ансамбль представят программу «Джазовая трансформация» на сцене Московского Дома музыки.

 

>> Галерея - Презентация джазовой программы Андрея Макаревича в клубе "Союз композиторов" 

>> Официальный сайт джаз-клуба "Союз композиторов" 

 

Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей