27 октября в Третьяковской галерее начала работу выставка «Видение танца». Экспозиция посвящена 100-летию «Русских балетов» Сергея Павловича Дягилева в Париже. Выставка  продлится до 31 января 2010 года.

М.Ф.Ларионов. Портрет С.П.Дягилева"Видение танца" – масштабный международный проект, посвященный прославленным "Русским балетам". В центре уникальной выставки – замечательная личность и деятельность их основателя, Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), яркой фигуры в художественной жизни России начала ХХ века. Именно ему принадлежит честь открытия отечественного искусства западной аудитории.

Главное детище С.Дягилева – антреприза "Русские балеты" – быстро получило признание за границей. Впервые труппа из Петербурга выступила в парижском театре "Шатле" 19 мая 1909 с балетами "Павильон Армиды", "Половецкие пляски" и "Пир". В дальнейшем эволюция дягилевских проектов, в реализации которых участвовали наиболее талантливые и прогрессивные балетмейстеры, композиторы, танцовщики, художники из разных стран, и триумф гастролей русской труппы в Париже, Лондоне, Мадриде оказали мощное воздействие на разные сферы искусства ХХ века – музыку, сценографию, хореографию, живопись. Не будет преувеличением сказать, что дягилевские спектакли стали одним из главных русских художественных феноменов, чье значение и авангардная роль были признаны во всем мире.

Столетие "Дягилевских сезонов" в 2009 широко отмечается во всем мире чередой музыкальных и балетных фестивалей, а также художественных выставок. Летом этого же года исполнилось 90 лет со дня смерти С.Дягилева – великого импресарио, театрального деятеля и пропагандиста русской культуры. Уникальная по составу экспозиция в Москве вобрала в себя более 500 произведений: около половины экспонатов из Третьяковской галереи, другие – из музеев и частных собраний России, Европы и США. Ранее в несколько ином составе она была показана в Монако, где в течение 18 лет находилась репетиционная база русской труппы, а полвека назад был установлен памятник С.Дягилеву.

М.Ф.Ларионов. Сваха. Эскиз костюма к балету "Шут". 1915Синтетический характер спектаклей "Русских балетов" определил многоуровневую структуру экспозиции, сочетающую тематический и хронологический принципы. Не ставя целью с документальной точностью воспроизвести хронологию дягилевских сезонов, устроители выставки стремились создать их общий, возможно, идеализированный образ, опираясь, прежде всего, на выразительность аутентичных художественных произведений. В соответствии с логикой построения балетных программ и гастрольных турне самим Дягилевым в экспозиции организовано несколько тематических зон: они отданы классическому балету, "ориентализму", "русской" теме, а также авангардным постановкам. При условности такого разграничения экспозиционные материалы как бы перетекают из одного раздела в другой, образуя важные для дягилевского мышления "смещения" эпох и стилей.

В составе выставки самые разнообразные произведения: афиши, костюмы и декорации, эскизы к ним, занавесы, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен, портреты деятелей искусства. Большинство работ, предоставленных музеями и частными коллекционерами разных стран, впервые демонстрируются в России. В числе премьер – уникальные сценические макеты 1920-х–1930-х годов из собрания Нового Национального Музея Монако. Около 250 эскизов декораций и костюмов выполнены знаменитыми русскими и французскими художниками, во многом определившими облик изобразительного искусства ХХ века: Л.Бакстом, А.Бенуа, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, Н.Рерихом, П.Пикассо, Ж.Браком, А.Матиссом, Дж. де Кирико, А.Дереном, а также русскими художниками-эмигрантами П.Челищевым, Н.Габо, А.Певзнером, чьи произведения редко встречаются в российских собраниях. Впервые в России будут показаны около 50 подлинных костюмов для "Русских балетов", в том числе такие раритеты, как конструктивистские костюмы к балету "Шут" по эскизам М.Ларионова и расписанные вручную костюмы А.Матисса к балету "Соловей". Среди самых известных произведений – грандиозный (10х10 метров) занавес к балету "Голубой экспресс" по эскизу П.Пикассо из Музея Виктории и Альберта (Лондон).

Л.С.Бакст. Саломея. Эскиз костюма к пьесе О.Уайльда "Саломея". 1908Важную часть в драматургии выставки составляют фотографии, исполненные крупными русскими и европейскими фотохудожниками. Среди них – сцены из спектаклей "Весна священная", "Золотой петушок", "Блудный сын", "Половецкие пляски", "Жар-Птица", а также портреты  артистов дягилевской труппы – А.Павловой, Т.Карсавиной, О.Спесивцевой, Б. и В.Нижинских, Л.Мясина, М.Фокина. В экспонировании фотографий акцент поставлен не столько на их документальной ценности, сколько на чисто художественных эффектах, характерных для того времени.

Реконструировать спектакли и одновременно напомнить о непреходящем интересе к дягилевскому наследию помогут современные арт-объекты и видеоинсталляции, созданные, в частности, на тему оформления спектаклей "Парад" П.Пикассо, "Бал" Дж. де Кирико, "Ода" П.Челищева, "Кошка" Н.Габо и А.Певзнера. Соединение разнородных артефактов, где каждая группа обладает собственной значимостью, дает возможность создать не столько хронику, сколько образ дягилевских сезонов, передать их масштаб, внутреннюю динамику развития, стремление к новизне форм, поразившее взыскательную европейскую публику.

Выставочный проект организован Третьяковской галереей совместно с Фондом культуры "Екатерина" и Новым Национальным Музеем Монако. Над проектом работала международная кураторская группа – профессор Джон Боулт, Зельфира Трегулова, Евгения Илюхина и Ирина Шуманова.

К выставке изданы: объемный, богато иллюстрированный каталог, со статьями крупнейших российских и западных специалистов по истории дягилевских балетных сезонов, CD-Rom, а также книга в рамках Издательской программы "Интерроса" "История “Русского балета” реальная и фантастическая, в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова". Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, поддержку которой оказали группа компаний "Нексиа Пачоли" и компания "Шеврон Нефтегаз".

 

Вернуться к списку новостей