21 июля музыкальный мир отмечает день рождения одного из корифеев скрипичного искусства ХХ столетия – Исаака Стерна. «Прежде всего, исполнитель должен чувствовать, что его пальцы рождают «нечто», испытывать потребность высказать то, что не поддаётся выражению словами. И, наконец, обладать даром воздействия на публику». Надо ли говорить о том, что всеми этими качествами, по мнению Исаака Стерна, необходимыми артисту-музыканту, он сам обладал в высшей мере.

Воздействие его искусства испытали на себе слушатели в разных частях земного шара. Несколько раз, начиная с 1958-го года, знаменитый американский скрипач бывал на гастролях в нашей стране; он не просто хорошо знаком, но по-настоящему любим русской публикой.

Исаак Стерн родился в 1920 году в городе Кременец Подольской губернии, но уже в младенческом возрасте оказался вместе с семьёй в Соединённых Штатах Америки. Первые уроки игры на рояле ему дала мать. «Мне было около семи лет, - вспоминает артист, - когда соседский мальчишка, мой приятель, начал играть на скрипке. Это воодушевило и меня». Исаак Стерн не был вундеркиндом, его превращение из ученика в артиста совершалось постепенно и гармонично. Единственным его педагогом по классу скрипки в консерватории Сан-Франциско был профессор Наум Блиндер, который занимался с ним в течение семи лет. Исаак Стерн считал, что профессор Блиндер сыграл решающую роль в его судьбе. «Мой учитель никогда не указывал мне, как надо играть, говорил только как не надо, тем самым вынуждая меня самостоятельно искать соответствующие выразительные средства и приёмы. Конечно, и многие другие верили и поддерживали меня, - говорит музыкант, - Разве могло пройти бесследно общение с Крейслером, Хейфецем, Сигети, с дирижёрами Бруно Вальтером, Сергеем Кусевицким, Артуро Тосканини, Леонардом Бернстайном?..»

Одним из самых близких старших друзей Исаака был Пабло Казальс. Интересно, что мировую известность Исаак Стерн приобрёл, ни разу в жизни не пройдя конкурсные испытания. Стерн был убеждённым противником больших международных конкурсов: ему, по собственному признанию, «претило само ощущение, что нужно готовиться к игре против других, а в случае победы – необходимость бросаться в пучину концертной деятельности, не успев приобрести не только собственного лица, но даже репертуара…»

В отличие от многих скрипачей, Исаак Стерн был далек от того, чтобы «обожествлять» свой инструмент, хотя был превосходным скрипачом, игравшим, к тому же на уникальном инструменте работы великого Гварнери дель Джезу. Когда-то на этой скрипке играл Эжен Изаи. Но, по мнению Стерна, «скрипка сама по себе не слишком важна. Скрипка должна служить для создания музыки, и никогда – наоборот: музыка, чтобы играть на скрипке. Страшное преступление – играть ноты вместо того, чтобы творить музыку. Нет исполнителя, который выше музыки, она всегда содержит больше возможностей, чем самые одарённые артисты», - говорил Стерн.

«Идеальный концерт», по его определению, - это «исполнение любимых произведений с партнёрами, с которыми можно вести диалог».

Стерн был звездой не только метафорически, но и буквально (на идиш «stern» означает «звезда»). Всю жизнь он иронизировал над этим: «Не зовите меня Штерн, а если уж будете называть Штерн, то тогда и имя произносите соответственно — Ишак».

Вернуться к списку новостей