Борис Тищенко21 февраля в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоится мировая премьера. В исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева будут исполнены Данте-Симфонии Бориса Тищенко. Данте-симфония №3 уже исполнялась в петербургской филармонии, а Данте-симфония №5 «Рай» прозвучит впервые.

Пятая «Данте-симфония» лежит в русле привычного тяготения Б.И.Тищенко, классика современной музыки, к воплощению в крупных формах сложных идейно-образных концепций. Продолжая эпическую традицию русской музыки, Тищенко на сей раз обратился к «Божественной комедии» Данте, прежде всего задавшись вопросом: а что же было до того как «земную жизнь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу»? Ответ на этот вопрос автор находит в изучении личности Данте, начиная с детства, когда, предположительно, и случилось его знакомство с Беатриче. Беатриче, возлюбленная Данте, покинула этот мир в 1270 году, в возрасте двадцати пяти лет. Как жил Данте после ее смерти, рассказывается в Первой симфонии. Ярый диссидент своего времени, борец против папской власти, Данте был отлучен от церкви, изгнан из родной Флоренции, приговорен к смертной казни. Оставшись без крова, друзей и возлюбленной, Данте начинает писать «Божественную комедию».

Свою заключительную, Пятую симфонию «Рай» Тищенко предваряет словами: «Дантовский Рай не менее грустен чем Чистилище и не менее страшен чем ад. Причиной тому – неизбежное, уже окончательное прощание с Беатриче…и невозможность забыть о бесчинствах, творящихся на Земле». Словом, «Зрелище…, которое любого бы смутило» (эпиграф из Данте). Скрупулезно, почти иллюстративно, Тищенко следует за перипетиями дантовского сюжета. Перед слушателем проходят  все небеса – с Первого по Девятое, соответственно планетам, и гигантское тело Юпитера, и Орлиный глаз, и Перводвигатель, и лепестки Райской розы.

Тищенко в своей музыке передает ощущение того, что Данте действительно глядел сквозь звезды на грешную землю. Заканчивается эпопея тем, что Данте, наконец, узрел тот самый свет: «…Но страсть и волю мне уже стремила… Любовь, что движет солнца и светила».

Премьера предыдущей, Четвертой Данте — симфонии Тищенко прошла в Москве под управлением Геннадия Рождественского, став одной из смысловых точек московского филармонического сезона. Предстоящее исполнение завершающей симфонии цикла обещает стать крупным событием культурной жизни Санкт-Петербурга.

Вернуться к списку новостей