Фриц КрейслерСегодня день рождения австро-американского скрипача и композитора, одного из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины 20 века Фрица Крейслера. Он во многом предвосхитил интерпретаторские тенденции сегодняшнего дня, тяготеющие к большей свободе и субъективизации трактовки. Продолжая традиции Штраусов, И. Лайнера, венского городского фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные шедевры и обработки, широко популярные на эстраде.

 

«Кто слышал хотя бы одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена, падре Мартини или Стамица прежде, чем я начал писать под их именами? Они жили лишь на страницах музыкальных лексиконов, а их сочинения пребывали в забвении в стенах монастырей или пылились на полках библиотек. Эти имена были не более чем пустыми раковинами, старыми, забытыми плащами, которыми я воспользовался, чтобы скрыть свою собственную личность», — Ф. Клейслер.

 

Он родился 2 февраля 1875 в Вене. В возрасте трех с половиной лет мальчик уже знал ноты, в семь лет поступил в Венскую консерваторию, в десять – получил консерваторскую золотую медаль и был принят в Парижскую консерваторию. Занимался по классу скрипки у Ж.Массара и по композиции у Л.Делиба. Он завоевал Большой приз консерватории в 12 лет, в 14 – дал первый концерт в США с Бостонским симфоническим оркестром и затем совершил успешное турне по Америке с пианистом М.Розенталем.

 

На некоторое время Крейслер оставил скрипку, занявшись медициной (отец музыканта был врачом), отслужил положенный срок в австрийской армии и затем вернулся к музыке. В 19 лет он сочинил ставшие потом знаменитыми каденции к скрипичному концерту Бетховена, опубликовал Классические рукописи (Klassische Manuskripte) – серию скрипичных пьес, стилизованных под известных мастеров. Мировую славу принесло Крейлеру его первое выступление с Берлинским филармоническим оркестром в 1899 году. В период между 1900 и 1914 он совершил множество концертных поездок по разным странам и создал столь популярные произведения, как Венский каприс, Муки любви и Радость любви.

 

С началом Первой мировой войны Крейслер был призван в австрийскую армию в звании лейтенанта, но вскоре был демобилизован и продолжил свою музыкальную деятельность. Военная истерия препятствовала его выступлениям в Америке между 1917 и 1919 годами, но уже в начале 1920 все европейские и американские концерты скрипача проходили при переполненных залах. В 1923–1925 он совершил гастрольные поездки по Востоку, Австралии, Новой Зеландии. После прихода к власти нацистов Крейслер переселился в Париж (1933–1939), а в 1939 – в Нью-Йорк. В апреле 1941 попал в автомобильную аварию и получил серьезную травму, но спустя 18 месяцев вернулся к концертной деятельности.

 

Перу Крейслера - композитора принадлежит 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую переработку оригинала. Сочинения Крейслера — его скрипичный концерт «Вивальди», стилизации старинных мастеров, венские вальсы, такие пьесы, как Речитатив и Скерцо, «Китайский тамбурин», обработки «Фолии» А. Корелли, «Дьявольской трели» Дж. Тартини, вариаций «Ведьме» Паганини, каденции к концертам Л. Бетховена и Брамса - широко исполняются на эстраде, пользуются огромным успехом у слушателей.

Вернуться к списку новостей