Мария Юрченко

В Москве дан старт десятому фестивалю «Территория». На днях в здании Музея современного искусства на Тверском бульваре состоялась пресс-конференция с участием главных лиц арт-дирекции (Евгений Миронов, Роман Должанский, Чулпан Хаматова) и ключевыми бизнес-партнерами смотра.

Господствующий политес в ходе встречи не случаен: юбилейная «Территория» во многом смогла состояться благодаря поддержке крупных российских компаний и международных спонсоров. В числе последних – Французский институт в Москве, а также посольства Франции и Финляндии. Государственные средства в этом году оказались «заблокированы», в связи с чем еще несколько месяцев назад проведение фестиваля стояло под угрозой. Этот факт вызывает искреннюю горечь и недоумение у организаторов, а официальная причина – «деньги – на депозите» – судя по тону, явный скептицизм. Кроме того, «Территория» столкнулась со многими проблемами, вызванными общей ситуацией и кризисом, о чем спикеры тоже говорили, признаваясь, что этот год стал «самым тяжелым» за всю историю фестиваля.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, «Территория» держит марку юбилейного смотра. Причем часть мероприятий конкретно отвечает помпезному поводу. К таковым, например, относится видео-ретроспектива в музее «Гараж», которая будет показана в дни проведения фестиваля. Понятно, что спектакль «Гамлет» Томаса Остермайера, не только глубоко психологический, но еще отчасти и интерактивный, смотреть на сцене и в записи, не совсем одно и то же удовольствие, но заявка показать «лучшие спектакли за десять лет» звучит по-настоящему масштабно и значительно.

Арт-директор «Территории» Роман Должанский также сообщил, что в этом году в рамках фестиваля впервые состоится заседание жюри Международной премии Ибсена (The International Ibsen Award). Это одна из крупнейших и самых престижных наград в области театра с колоссальным призом в 300 000 евро. Премия присуждается каждые два года в день рождения великого норвежского драматурга. В разное время ее лауреатами становились – английский режиссер Питер Брук, французская постановщица Ариана Мнушкина, норвежский прозаик и драматург Юн Фоссе, немецкий композитор и режиссер-экспериментатор Хайнер Гёббельс, а также австрийский писатель Петер Хандке.

Компания Теро Сааринена (Финляндия). Балет «Превращаемые» (Morphed)

Кстати, члены жюри Ибсеновской премии – шведский режиссер София Юпитер и глава парижского театра La Colline Стефан Брауншвейг выступят перед студентами с мастер-классами. Напомним, что «Территория» – это фестиваль-школа и образовательная программа остается его главным приоритетом. Даже в кризисное время этому направлению уделяется особое внимание. «Мы скорее откажемся от какого-нибудь спектакля, нежели от образовательного форума», – подчеркнул Роман Должанский.

И хотя на этот раз «Территорию» посетит меньше студентов, чем в предыдущие годы, все они станут зрителями фестивальных показов и участниками обширной серии мастер-классов, среди которых встречи с хореографами Рашидом Урамданом (Франция), Терой Саариненой (Финляндия), Анной Абалихиной (Россия), режиссерами Кириллом Серебренниковым, Борисом Юханановым, Алексеем Германом-младшим, Владимиром Панковым и многими другими.

Компания L`A. Рашид Урамдан (Франция). «Сфумато» (Sfumato)

Сквозным мотивом десятого фестиваля заявлена тема времени и памяти. Этой идее, весьма расплывчатой и многообразной, так или иначе отвечают многие спектакли. Безусловным хедлайнером смотра станет приезд французского хореографа Рашида Урамдана, которого еще называют «главным концептуалистом современного французского танца». 2 и 3 октября на основной сцене Театра Наций (штаб-квартира фестиваля) покажут его пластический спектакль «Сфумато». Своим названием постановка обязана живописной технике, придуманной в эпоху Возрождения, когда очертания и контуры растворяются, словно в дымке. Спектакль, в котором задействовано две тонны воды, сорок минут проливного дождя, литры волшебной жидкости для дым-машин и плотный туман, обещает стать незабываемым визуальным потрясением.

Кроме того, в рамках «Территории» состоится российская премьера балета Рашида Урамдана «Удерживая время» (Tenir Le Temps), подготовленная совместно с артистами труппы «Балет Москва». Среди других международных проектов – балет «Превращаемые» (Morphed) финского хореографа Теро Сааринена, исследующий феномен маскулинности (композитор и дирижер постановки – Эса-Пекка Салонен); и спектакль «Потеряный рай» – копродукция костромской труппы «Диалог Данс» и французского хореографа Карин Понтьес.

Компания Диалог Данс / Карин Понтьес (Россия, Франция). «Потеряный рай»

В канву фестивальной программы органично вплелись нашумевшие московские премьеры. Это прежде всего новейший спектакль Кирилла Серебринникова «Кому на Руси жить хорошо» по Некрасову, исследующий с позиции сегодняшнего дня жизнь русского народа и его перспективы на счастье. А также титульная премьера Электротеатра «Станиславский» – московская версия знаменитого спектакля Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой». Его особенность заключается в том, что на сцене присутствует всего один актер, а всю остальную драматургию производят неодушевленные предметы, световой дизайн и пиротехника.

Негласным лидером русской драмы на фестивале признан Тимофей Кулябин со спектаклем «Три сестры» по Чехову (постановка новосибирского театра «Красный факел»). Кулябин остается противоречивой и широко обсуждаемой фигурой: одни называют его самым многообещающим театральным режиссером, другие никак не могут забыть скандал с оперой «Тангейзер», повлекший столь мучительные кадровые перестановки в Новосибирском театре оперы и балета. Чехова молодой постановщик транслирует без слов – через язык жестов, а оригинальный текст дает субтитрами. По словам Романа Должанского, все вместе производит невероятное впечатление.

Театр «Красный факел». Тимофей Кулябин (Новосибирск, Россия). «Три сестры»

В ходе пресс-конференции каждый из спикеров раскрыл наиболее значимую для себя тему. Так, например, актриса и общественный деятель Чулпан Хаматова говорила о том бесценном опыте, который получают студенты на фестивале «Территория», руководитель Фонда Михаила Прохорова – Ирина Прохорова – о важности систематического подхода в популяризации современного искусства в регионах России, а вот художественный руководитель Театра Наций, актер Евгений Миронов – о социальных театральных проектах. Премьера одного из них ожидается на предстоящем фестивале «Территория». Его героями станут люди, потерявшие память. Эскиз спектакля «Беспамятные», документальной основой которого послужили исследования Центра имени В.П. Сербского, представит режиссер Талгат Баталов.

Все эти события ожидают московских зрителей в ближайшие октябрьские дни. А самый первый проект фестиваля открылся накануне. Выставка «Фрагмент бесконечности» молодого французского художника Лорана Перно одновременно входит в программу «Территории» и Биеннале современного искусства, проходящей в эти дни в столице. Специально для журналистов автор провел персональную экскурсию.

Художник Лоран Перно (Франция)

Внешне Лоран Перно производит впечатление человека чрезвычайно утонченного, вдумчивого, даже интровертного. Работая в самых разнообразных техниках – от инсталляции до видео-арта, он стремится передать эффект иллюзорного, ускользающего присутствия. Будь то серия «замороженных» объектов, панно из выцветающих фотографий или окно, проекция которого отображается на полупрозрачные, струящиеся занавески.

Причем художник проявляет удивительную способность видеть красоту в самых незначительных проявлениях, как, например, порхающие пылинки в луче света (завораживающее минималистичное видео), и в то же время искать смыслы в глобальных и непостижимых процессах. Его компьютерную визуализацию на тему возникновения гор и земного рельефа сопровождает трио Шуберта – то самое, которое звучит в картине «Барри Линдон» Стэнли Кубрика. Когда я спросила у Лорана, чем обусловлен его выбор музыки, он мне ответил, что суть заключается в двух звуковых дорожках, которые наслаиваются друг на друга. Одна воспроизводит сумбурные и апокалиптичные шумы, напоминающие сдвиги тектонических плит или извержение вулкана. Другая – музыку Шуберта, стройную, гармоничную и прекрасную, но в то же время невероятно драматичную. Пересекаясь, эти звуки различной природы формируют атмосферу не только происходящего на экране, но и окружающего пространства. 

Лоран Перно и Анна Абалихина

Выставка Лорана Перно продлится почти до конца октября, а во время фестиваля здесь можно будет увидеть перформанс хореографа Анны Абалихиной, созданный в соавторстве с художником. На «Территории» он будет показан четыре раза.

 

О других событиях «Территории» читайте в наших следующих отчетах!

 

 

Вернуться к списку новостей