Участники:

Владислав Пьявко – оперный певец, педагог, президент фонда И. Архиповой, Народный артист СССР / Вячеслав Стародубцев - режиссер и солист театра «Геликон – Опера» / Надежда Кузякова – вице-президент и исполнительный директор «Фонда И.К. Архиповой» / Сусанна Грудинова – программный директор Дворца на Яузе  / Алла Алешина – пресс-секретарь Дворца на Яузе / Дмитрий Сибирцев – дирек­тор москов­ско­го теат­ра Новая Опера им. Е.В. Колобова / Игорь Овруцкий - директор программ радио "Орфей" / Йосси Тавор – журналист, музыкальный критик и действительный член Евразийской академии радио и телевидения, ведущий радиостанции «Орфей» / Елена Езерская -  главный редактор «Музыкального журнала» / Оксана Сереженко – руководитель пресс-службы «РГМЦ», радиостанции «Орфей» /  Алина Ненашева – пианистка, композитор / Алексей Исайчев – редактор Большого театра России / Александр Шариков –  профессор, член Международной академии телевидения и радио / Александра Юрченко – руководитель проекта NAMM Music Messe

>>> Галерея: Круглый стол-2013: «Молодежь и классика: проблемы привлечения молодежной аудитории и их решение»



[Модератор круглого стола – Кузякова Надежда Александровна, продюсер, вице-президент и исполнительный директор «Фонда И.К. Архиповой», лауреат Премии города Москвы]

- Итак, мы начинаем наш Круглый стол, тема которого в 2013 году звучит как «Молодежь и классика: проблемы привлечения молодежной аудитории и их решение».

Данная проблема, как все мы знаем, стоит повсеместно, и наши коллеги, которые бывают на различных международных конференциях и выставках, посвященных нашей тематике, знают, что, как минимум, одна или две встречи посвящены сетованиям на то, что в концертных залах кругом «седые головы» и нет молодых. Заметьте, это об этом говорят не представители России и стран СНГ, но также и таких благополучных в музыкальном отношении стран, как Германия, Австрия и Италия. Поэтому, безусловно, нам будет интересно обменяться мнениями на эту тему. Тем более что все присутствующие здесь, так или иначе, в эту тему вовлечены.

Начнем мы с сообщения Александра Вячеславовича Шарикова, социолога, профессора, члена Международной академии телевидения и радио, с тем, чтобы для начала услышать научный взгляд на данную проблему.

***

Александр Вячеславович ШАРИКОВ, профессор кафедры медиа-менеджмента и медиа-бизнеса ОДиПЖ факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ, эксперт ГРК «Радио России» по вопросам изучения аудитории, член группы европейских исследователей аудитории (GEAR), член Евразийской академии телевидения и радио, член Российского общества социологов.


Добрый день.

Мне очень приятно выступать на таком замечательном Круглом столе в такой авторитетной компании. Я хотел бы представить вашему вниманию презентацию, ключевой вопрос которой можно было бы сформулировать так: «Классическая музыка становится все менее популярной среди молодежи – так ли это?». Первое, на что я бы хотел обратить внимание, заключается в том, что в России вообще есть круг неких проблем, связанных непосредственно с молодежью. На моей диаграмме представлено самое свежее статистическое распределение Росстата (Росстат – Федеральная служба государственной статистики), на которой мы видим, что население, которое можно условно отнести к категории молодежи (15-35 лет) составляет в нашей стране около 30 % – чуть меньше трети всего населения. Если брать население работоспособного возраста (от 35 до 60 лет), то оно по численности больше. Что интересно, если взять тенденцию рассматриваемой возрастной группы от 15 до 35 лет (подчеркиваю, что обозначенный диапазон условен), мы видим следующее: что с 2005 года у нас падает численность данного населения. Это, с одной стороны, является следствием «лихих 90-х», как сейчас принято называть тот период. Но на это также накладывается и демографическая особенность, связанная с годами Великой Отечественной войны, когда наблюдалось страшное перенаселение. В демографии есть такое понятие, как демографическая волна, суть которого заключается в чередовании относительно многолюдных и относительно малолюдных поколений – снижения или роста населения. Наложение этих двух факторов приводит к тому, что на сегодняшний период молодежи у нас становится меньше. Поэтому «седые головы» в концертных залах – это следствие не только того, что молодежь не ходит на концерты классической музыки, но и по той простой причине, что ее просто мало физически. В процентном отношении мы видим ту же самую картину: уменьшение процента молодого населения в России.

Исходя из всего выше сказанного, первый вывод, который мы можем сделать – это уменьшение молодежной аудитории среди слушателей классической музыки, как следствие демографического спада.

Какие факторы определяют интерес к классической музыке? На эту тему за последние 6-7 лет было проведено множество исследований, на основании которых можно сделать следующий вывод: что главным фактором здесь является не столько возраст, сколько уровень общего образования и музыкального образования. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который по заказу Российского государственного музыкального телерадиоцентра (РГМЦ) проводил исследование среди взрослых людей (от 18 лет и старше), видим: что средняя по всей выборке величина людей, которые утверждают, что любят слушать по радио классическую музыку, составляет 4,2 % по всей стране. Но мы также можем проследить и четкую взаимосвязь между уровнем образования и стремлением слушать классическую музыку по радио. Так, среди людей, у которых нет даже среднего образования (а таковые имеются в России, в основном это жители сел), этот процентный показатель составляет уже 2,1 % от всего населения. А вот среди людей с высшим и послевузовским образованием этот показатель значительно больше – 5,8 %.

В этом же опросе – в качестве иллюстрации той же тенденции – россиян спрашивали в частности о том, какой тип музыки они предпочитают слушать по радио. Здесь можно выделить две наиболее востребованные позиции – это оперная и симфоническая музыка, которые однозначно трактуются слушателями как классическая музыка. И мы вновь видим ту же самую закономерность: по мере увеличения уровня образования, растет и количество людей, которые утверждают, что любят слушать подобного рода музыку.

Мы также многократно анализировали аудиторию радиостанции «Орфей» на основе тех данных, которые в непрерывном режиме производит наш основной измеритель аудитории – международная исследовательская группа TNS. Исходя из этих данных можно сделать однозначное наблюдение – что радиостанция «Орфей» обладает самой интеллектуальной аудиторией. Количество людей с высшим образованием в структуре аудитории составляет 83 % (по Москве). Ближайшие к ней радиостанции – «Коммерсантъ FM», «Бизнес FM», «Moscow FM»  (англ. яз.) и так далее, но у них у всех показатель значительно ниже.

Несмотря на то, что мы видим уменьшение численности молодого населения в России, есть один процесс, который нас все-таки обнадеживает – это рост молодых людей с высшим образованием. Хотя сейчас много говорится о снижении качества этого образования, но, тем не менее, факт остается фактом: именно молодежный сегмент (от 25 до 30 лет) населения имеет наиболее высокие показатели по уровню образования. Также и в процентном отношении: по итогам последней переписи населения 2010 года средняя величина людей в молодежной группе (от 15 лет), имеющих высшее образование составляет 23,4%, а в группе от 25 до 30 лет и того больше – 37,4 %. Таким образом можно сделать вывод у нас в России высокообразованная молодежь, гораздо более образованная (формально), чем поколение их родителей.

Наконец, мы видим, что спад молодежного населения компенсируется повышением уровня образования. В этом смысле у нас нет оснований для минорных настроений, поскольку, как мы выяснили, высокообразованная молодежь представляет собой потенциальную аудиторию потребителей классической музыки.

Что касается уровня музыкального образования, то здесь мы регулярными статистическими данными не располагаем. Однако, по результатам все того же опроса ВЦИОМа, мы разработали шкалу, показывающую количественные соотношения людей, окончивших те или иные музыкальные образовательные учреждения. Она предполагает: профессиональное музыкальное образование (вузы), разного рода музыкальные училища и колледжи, музыкальные школы, а также виды альтернативной практики (студии, секции, частные педагоги и т.д.). Однако подавляющее большинство составляют те, кто никогда не соприкасались с занятиями академической музыкой и не были приобщены к ней (85,5 %). В этом, на мой взгляд, заключается тенденция ухудшения, и здесь есть, над чем подумать. Необходимы государственные программы поддержки данного направления, потому что без этого развивать позитивное отношение к классической музыке представляется весьма трудным.

Конечно, среди опрошенных есть и такие люди, которые не имеют формального музыкального образования, но все-таки любят классическую музыку. В основном это представители академического сообщества. Однако этот сегмент не столь велик, как хотелось бы. В целом, соотношение тех, кто получил формальное музыкальное образование, и тех, кто пришел к этому самостоятельно, примерно равное (около 12 %) и вместе они составляют порядка 24 %.

Что касается радиостанции «Орфей», то здесь ситуация следующая… В 2005 году к руководству радиостанцией пришла Ирина Анатольевна Герасимова со своей командой. А уже с 2006 года мы можем наблюдать активный рост молодежной аудиторией среди слушателей радиостанции: подростковая группа (12-19 лет) увеличилась в 7,7 раз, молодежная группа (20-29 лет) увеличилась в 7,9 раз, а группа людей в возрасте от 30 до 35 лет и того больше – возросла почти в десять раз. Таким образом «Орфей» усилиями своего коллектива достиг довольно положительного результата в привлечении молодежи.

Однако в целом в структуре аудитории радиостанции «Орфей» доля молодежи не так велика и составляет примерно четверть от всего состава аудитории, а три четверти составляют люди более старшего возраста, среди которых довольно много пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше.

В виду всего вышесказанного возникает вопрос: а каковы вообще причины, подталкивающие людей слушать классическую музыку? Здесь мы воспользовались данными собственных опросов, проводимых в сезоне 2011/2012 гг. Среди мотивов молодежной аудитории (от 18 до 30 лет) выделяются следующие: желание получить эстетическое наслаждение, ощущение чувства гармонии, желание отдохнуть / отвлечься, классическая музыка облагораживает, классика – очищающее нравственное начало, классика оказывает целебное воздействие и др. Опрашиваемым предлагалось оценить личную значимость каждого из мотивов по десятибалльной шкале (от 0 до 10).

Другой слайд показывает наиболее привлекательные программы радиостанции «Орфей» среди молодежи: это «Балет FM» (Илзе Лиепа), «Евромикс», «Еврорадио представляет…» (Ирина Тушинцева), «Век американской музыки» (Ирина Тушинцева, Левон Акопян), «Страна солнца, корриды и танца» (Фаина Коган), «Бал» (Ирина Кленская, Алексей пензенский), «Звуки мюзикла» и «Музыкальные перекрестки» (Александр Журбин) и др.

Вот она, наша реальная публика!

На этом я хочу завершить свое выступление.

***

[Модератор круглого стола – Кузякова Надежда Александровна]

- Спасибо. Это было очень интересно. Но хочу отметить, что, во-первых, это была точка зрения исключительно научного характера, а, во-вторых, это была точка зрения, касающаяся аудитории радио классической музыки. Как верно было подмечено, не все любители классической музыки любят слушать ее по радио.

Теперь я предоставляю слово Алексею Исайчеву, шеф-редактору Большого театра, а также редактору двух программ радиостанции «Орфей» – уже отмеченной среди молодежи «Балет FM» и относительно нового проекта «Гримёрка Орфея».

Алексей, хотелось бы услышать ваше мнение по обсуждаемому поводу, и также, возможно, узнать – а что происходит в Большом театре в этой связи?..

***

Алексей ИСАЙЧЕВ, ведущий редактор отдела рекламы и информации Государственного Академического Большого театра.


Наблюдая процесс изнутри, и работая в театре почти двенадцать лет, могу сказать, что молодежная аудитория у нас присутствует, и это связано, прежде всего, с тем, что молодежь является внушительной аудиторией современных и ярких спектаклей. Безусловно я говорю о всестороннее и глубоко образованной молодежи, знающей иностранные языки, гуманитарно и технически подкованной. Эти люди, как правило, выбирают спектакли Новой сцены Большого театра, где предусмотрена более гибкая ценовая политика (это также необходимо учитывать, поскольку билеты в театр недешевые, а Новая сцена позволяет более демократические расценки). Как ни странно, и репертуар Новой сцены привлекает молодежную аудиторию намного больше. Оговорюсь, что я имею в виду зрителей в возрасте примерно тридцати лет.

Казалось бы, такие сложные произведения, как «Воццек», «Похождения повесы», которые были отмечены многими театральными премиями, – однако именно здесь зачастую можно встретить молодежную аудиторию. Не меньшей популярностью пользуются спектакли из области contemporary dance – также далеко не классика, а современная актуальная хореография. И, конечно, нашу молодежную аудиторию привлекают мировые премьеры и спектакли, которые показываются на нашей сцене впервые. Также пользуются спросом и спектакли широкого резонанса – более чем театрального: здесь я прежде всего говорю об опере «Дети Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина.

Еще один интересный момент связан с тем, что молодежная аудитория узнает о грядущих премьерах и событиях театра не с официального канала нашего сайта, а со сторонних каналов информации. Социальные сети и форумы, формируя спектр мнений, играют здесь особое значение.

Наблюдая, как это происходит в зарубежных театрах, мне кажется, что нам чрезвычайно необходимо учитывать интересы и возможности посещения молодежной аудитории. Потому что в следующие десять лет это будет наша основная аудитория, поэтому необходимо ее развивать и воспитывать, и, возможно, уделять этому внимание какими-то отдельными мероприятиями и акциями. В качестве примера могу привести наш специальный проект встреч постановщиков со зрителями Большого театра накануне премьеры спектакля. Это бесплатная акция – встречи проходят в дневное время, и основной акцент делается на приглашение студентов театральных и музыкальных вузов. В первую очередь мы делаем это для них. Подобная практика особенно распространена на Западе.

[комментарий из зала]

Йоси Тавор, журналист: Видите, вы сами подчеркиваете то, что приглашаете в первую очередь студентов театральных и музыкальных вузов. Я уверен, что, если бы вы пригласили студентов «Высшей школы экономики», то они бы также с радостью согласились бы и пришли. Потому что я нередко замечаю некий снобизм у студентов специализированных вузов, и куда более широкое и открытое отношение со стороны студентов прочих специализаций.

Алексей Исайчев: Возможно, это происходит потому, что возможности зала ограничены, и мы не можем пригласить всех желающих, поэтому выбор делается в пользу целевой аудитории.

Но я еще хочу сказать, об одной очень важной тенденции, которая в Большом театре существует уже на протяжении шести или семи лет. Речь идет о продаже билетов стоимостью сто рублей для студентов дневных специальностей всех вузов России. Этих билетов ограниченное количество, но тем не менее их можно приобрести на обе сцены театра. Например, когда я учился, такой возможности не было, и мы попадали в Большой театр всеми правдами и неправдами. А сегодня такая возможность есть, и я считаю это тоже фактором привлечения молодежной аудитории в театр.

 [Модератор круглого стола– Кузякова Надежда Александровна]

- Скажите, пожалуйста – я понимаю, что это, наверное, не совсем в вашей компетенции, но тем не менее – не было ли бы целесообразным обсудить с руководством театра возможность проведения специальных спектаклей, как некогда в незапамятные времена у нас проводились дни школьников, дни студентов и т.д. – организовать целевой спектакль для школьников или студентов самого широкого профиля? Потому что, абсолютно прав Йоси Тавор, молодые профессионалы, к сожалению, не составят аудиторию театра – они выйдут потом на сцену или сядут в оркестровую яму. Мне кажется, что и с точки зрения пиара это было бы весьма интересно – не двадцать, тридцать или сто билетов перед самым началом, а все-таки полный зал. Как вы думаете?

Алексей Исайчев: Я думаю, что это, конечно, было бы интересно. Но Большой театр – это главный театр страны, и существует множество направлений, над которыми мы работаем и развиваем. Могу привести пример еще одной акции, впервые осуществленной в этом сезоне – не так давно была организована “живая” трансляция балета «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича в кинотеатрах. И это также в первую очередь было ориентировано на молодежную аудиторию, которая посещает кинотеатры. Безусловно, мы не новаторы в этом, потому что, к примеру, трансляции «Метрополитен-Опера» (речь идет о проекте The Met: Live in HD) проходят в Москве уже второй сезон, собирая в кинотеатрах полные залы.

 [Модератор круглого стола– Кузякова Надежда Александровна]

- Я знаю, есть и еще одна форма, которая активно практикуется сейчас в Большом театре – это экскурсии; особенно с открытием исторической сцены, которая уже сама по себе может поспорить с любым музеем. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас какая-то информация о контингенте тех людей, которые приходят на экскурсии, потому что это может быть неким первым шагом для того, чтобы впоследствии захотеть прийти на спектакль.

Алексей Исайчев: Спасибо за вопрос. К тому же, что ваш покорный слуга имеет непосредственное отношение к этому проекту, поскольку тоже вожу экскурсионные группы. И могу сказать, что огромное количество детских домов, школ искусств, лицеев и различных вузов представлено здесь в преобладающем большинстве. Мы принимаем заявки от любых учебных учреждений, и в течение учебного года к нам регулярно приезжают дети и студенты посмотреть интерьеры театра; приезжают автобусами в том числе и из близлежащих городов. Иной раз три-четыре гида выходят на экскурсии и проводят их одновременно для нескольких групп.

***

 [Модератор круглого стола– Кузякова Надежда Александровна]

- Спасибо, Алексей. А мне бы хотелось продолжить… Мы сейчас говорили о том, что происходит у нас в главном театре страны, но на самом деле аудитория классической музыки в огромной степени распространяется и на регионы. И многие из участников нынешнего Круглого стола активно работают с регионами, либо регулярно выезжают туда на гастроли, и видят, насколько повышается интерес к классической музыке. В связи с этим мне бы хотелось пригласить главного редактора «Музыкального журнала» Елену Езерскую, которая не так давно опубликовала интереснейшее интервью с Владимиром Теодоровичем Спиваковым. В качестве заголовка были выбраны слова маэстро: «Мы начинаем теснить попсу…». Елена, прокомментируйте это, пожалуйста.  

***

Елена ЕЗЕРСКАЯ, театральный и музыкальный критик, главный редактор «Музыкального журнала».


Конечно, Владимир Теодорович высоко – ему видней. Но такая тенденция действительно существует. По моим наблюдениям, достаточно часто благодаря тому интересу, который есть у театров к расширению их информационного поля, два-три раза в месяц удается смотреть тот или иной регион. И должна сказать, что тенденция “омолаживания” зрительного зала действительно существует и там. Может быть, там даже в большей степени, потому что региональный зрительский рынок количественно имеет несколько иную структуру. Столица, как правило, обеспечена не только собственными зрительскими ресурсами, но и приезжими. Количество приезжих зрителей в региональных театрах несопоставимо ниже. И, скажем, такой модный нынче тренд, как культурный туризм, в регионах практически отсутствует.

Если мы говорим о регионально близких друг другу культурных центрах, как, например, Новосибирск и Красноярск, то здесь перетекание молодежной зрительской аудитории оказывается весьма заметным. Потому что в этих двух соседних регионах существуют два достаточно крупных театральных фестиваля, которые вызывают интерес у молодежи. Целые группы любителей театра собираются и организованно едут на фестиваль в Новосибирск; также и подвижная часть культурной профессиональной аудитории Новосибирска отправляется в Красноярск с тем, чтобы посмотреть премьеры театра. Надо сказать, что за последние годы Красноярский театр оперы и балета стал если не законодателем, то, по крайней мере, в его художественной политике появилась открытость к современным маркетинговым процессам, связанным в том числе и с программами привлечения молодежной аудитории. Поэтому многие проекты и постановки театра ориентированы сегодня непосредственно на молодежь. В связи с этим здесь может присутствовать и некая облегченность, или crossover в подходе формирования репертуарных программ. В частности трехмесячный оперный марафон «Парад звезд» в Красноярском театре оперы и балета построен как раз в формате концертного ревю, на который молодежная аудитория откликается в гораздо большей степени. Надо понимать, что в провинции репертуарный спектакль мы можем посмотреть завтра, послезавтра, через три дня, через неделю, а единичный концерт, в котором выступают приглашенные звезды, безусловно, вызывает активный интерес.

Естественно, что к современным медийным и маркетинговым технологиях можно относиться по-разному, тем не менее, они работают, и, насколько я знаю, общая тенденция зрительского потока существенно сдвинулась в молодежный сегмент, которого в театре довольно давно не было. Пожалуй, для театра это один из способов переформирования собственной зрительской аудитории. Именно поэтому мне кажется, что данная тенденция расширения аудитории музыкальных театров и филармонических залов за счет включения в нее молодежной публики, наиболее заметна в регионах, нежели в столичных городах – опять же, как мне кажется, в силу их “нестоличных” особенностей.

Думаю, что аналогичные тенденции свойственны и другим регионам: фестивали, концертные события, приезд крупных звезд – все это вызывает интерес у молодежи. Пусть на первых парах по принципу некой сенсационности – «К нам привезли заезжую звезду!». Тем не менее, это один из манков, которые формируют привычку и желание прийти в следующий раз – увидеть, а как это будет, например, уже без звезды.

Могу привести один пример… Мы здесь говорили о классическом искусстве, подразумевая оперу и симфоническую музыку. Лет десять назад, когда в театре «Московская оперетта» началось активное движение за мюзиклы, появилось (в том числе и у меня) множество сомнений на тему того, а не приведет ли это к выдавливанию из зала традиционной аудитории и заполнению его неквалифицированной неадаптированной молодежной средой, которая не будет адекватно правильно к этому относиться, и тем самым порушит жанр, на котором специализируется театр. Однако, судя по опросам, которые регулярно проводятся литературным отделом театра, тенденция оказалось неожиданной и совершенно обратной: та молодежная аудитория, которая поначалу подвинула на зрительских местах традиционную публику, стала плавно перетекать на классические спектакли театра. Таким образом, произошла дополняемость зала на классических спектаклях, а в театр потянулась новая, довольно активная молодежная аудитория.

На самом деле, мне кажется, что наша аудитория в целом несколько другая. Не знаю, насколько мое мнение совпадет с мнением участников сегодняшнего Круглого стола… В свое время я общалась с одним из директоров крупнейшей российской филармонии, которого чрезвычайно интересовала та самая диаграммность зрительского рынка в России и за рубежом. Рассматривая эти графики и диаграммы, скажу, что «седые головы» это проблема не только России, но также и европейских музыкальных театров и филармонических залов. Вернее, может быть, у нас это воспринимается как проблема, а на Западе – это вопрос свойства и качества жизни, некой закономерности: средневозрастная аудитория занята совершенно другими прагматическими вещами. Посещать концертные залы в основном может либо детская аудитория, приведенная туда в целях ознакомления и погружения в классическую музыкальную культуру (так называемое семейное посещение), либо довольно возрастная аудитория людей, достигших определенного социального и материального статуса, которые могут себе позволить досуг подобного рода. В данном случае искусство имеет характер удовольствия, и чтобы вкушать это удовольствие необходимо быть жизненно к этому расположенным – то есть иметь те возможности, которые позволяют человеку прийти спокойно в концертный зал и послушать музыку.

Поэтому, мне кажется, что все те тенденции, которые мы обсуждаем, имеют место быть, и особенность нашей ситуации выражается в тех вещах, о которых говорилось прежде.

 [Модератор круглого стола– Кузякова Надежда Александровна]

- Спасибо. Я хотела бы еще спросить вас, Елена: вы отмечали положительные тенденции, все время упоминая слово “театр”. Скажите, пожалуйста, ведь вы хорошо знаете положение дел и в филармониях российских регионов – а что происходит там, совпадает ли там ситуация?..

Елена Езерская: Да, могу сказать, что в целом ситуация совпадает. Просто театральные проекты, как правило, более зрелищные и эффектные в силу своей сценической природы. Тем не менее, например, Пермская филармония славится сегодня как одна из авангардных филармоний России, и ее проекты расцениваются на уровне современного музыкального инсталляционного мейнтрима. Поэтому там не испытывают недостатка в молодежной публике, да и вообще недостатка в слушателях. Потому что проекты филармонии сочетают в себе все современные приемы привлечения зрительского и слушательского внимания. В этом направлении там сейчас действительно работают очень активно. Но должна сказать, что подобными проектами сейчас может отметиться практически каждая филармония. Так, например, у нас один из флагманов филармонического движения – это Свердловская филармония, известны своими филармоническими проектами сибирские регионы. Например, Новосибирская филармония не уходит на лето в отпуск и проводит летний музыкальный фестиваль – то, что в Европе уже давно опробовано и стало традиционной практикой. А в Красноярской филармонии совсем недавно проводили «Фестиваль на траве» – такой оригинальный весенний open-air. Так что в этом направлении мы развиваемся довольно успешно…

***

 [Модератор круглого стола– Кузякова Надежда Александровна]

- Спасибо. Думаю, что все коллеги знают о том, что в российских регионах наиболее “продвинутые” губернаторы уделяют сегодня значительное материальное внимание развитию культуры: строятся и реставрируются оперные театры и концертные залы, строятся современные библиотеки, в которых также предусмотрены залы для проведения концертных и музыкальных мероприятий и пр. В связи с этим я хотела бы задать вопрос Владиславу Ивановичу Пьявко, который довольно много выступает в регионах России: ощущаете ли вы разницу в аудитории по сравнению с тем что было, скажем, десять лет назад? Кто приходит слушать вас сегодня?

***

Владислав Иванович ПЬЯВКО, советский и российский оперный певец (тенор), Народный артист СССР.


Действительно разница огромна. Видимо, это связано в том числе и с экономическими вопросами. Потому что когда был раздрай в стране, то все занимались преимущественно выживанием. Сейчас стало немного легче – может быть, это видимость, но, тем не менее, в умах появилась стабильность. Я могу сказать не только на примере моих концертов, но и на выступлениях в рамках творческих вечеров – молодежи стало гораздо больше. Это меня радует, потому что артист живет памятью поклонников и тех зрителей, которые посещают его концерты и спектакли. Мне очень интересно и отрадно видеть, как работает, допустим, Пенза и мне нравится, как относится к своим обязанностям губернатор Василий Кузьмич Бочкарев – то, как он неожиданно появился и заявил о том, что хочет провести фестиваль хоров. И как ни странно, этот фестиваль он провел, выделил на это финансовый ресурс, и это дало огромнейший отклик.

Что мне еще отрадно… Допустим, если взять Нижний Новгород, то там в оперном театре тоже руководит довольно предприимчивый директор, несмотря на свой возраст – Анна Ермакова. И то, как построены у нее отношения с публикой, мне это нравится. У нее кругом обширные связи – почти со всеми школами, институтами и училищами города. Помимо этого при театре существует специальный клуб, в рамках которого обсуждаются театральные премьеры, организовываются приглашения на генеральные репетиции, собираются мнения зрителей, тем самым обеспечивая сопричастность публики к театральному процессу. Я присутствовал на одном из заседаний клуба: кругом молодые люди. Это меня очень обрадовало.

Еще хотел бы сказать по поводу образования… Не так давно было организовано и зарегистрировано Всероссийское хоровое общество, во главе которого встал Валерий Абисалович Гергиев. Вчера у нас как раз было собрание. И мне отрадно то, что Гергиев и исполнительный директор Павел Пожигайло встали на позиции того, чтобы возобновить во всех средних школах урок пения и музыки с первого по одиннадцатый класс. Это предложение было встречено воодушевленными аплодисментами. Хоровое искусство есть в России, но оно чрезвычайно разрозненно – никто не знает, что, где, как и откуда. Поэтому первой задачей Всероссийского хорового общества, по-видимому, станет сделать мониторинг того, чем мы здесь располагаем. Но то, что правительство стало, наконец, обращать внимание на музыку как таковую, пусть даже в контексте хоровых коллективов, это очень хорошо и отрадно.

Я думаю, что подобные инициативы должны исходить именно от руководителей. Инертные руководители ничего не сделают – не будет никакого зрителя. А у заинтересованных людей все получится!..

***

 [Модератор круглого стола– Кузякова Надежда Александровна]

- Спасибо. А у меня в свою очередь вопрос к представителям театров и концертных организаций. Среди участников нашей дискуссии – программный директор театрально-концертного комплекса «Дворец на Яузе» Сусанна Грудинова. Скажите, пожалуйста, формируя программы, как вы оцениваете потенциальную аудиторию? На что вы обращаете внимание в первую очередь? И ставите ли вы своей задачей привлечение молодежи?

***

Сусанна ГРУДИНОВА, программный директор театрально-концертного зала «Дворец на Яузе».


На московской филармонической площадке «Дворец на Яузе», наверное, самый молодой зал. Я бы даже не стала называть его филармоническим, поскольку чисто филармонических программ у нас пока нет. По одной простой причине – филармоническая публика, скорее всего, к нам не поедет. Но я также хочу сказать, что мы активно занимаемся формированием и выращиванием своей публики. Я – достаточно новый программный директор, работаю только второй месяц. И придя во Дворец, я с большим удивлением и большой радостью увидела огромное количество образовательных программ, рассчитанных на детей с трех лет. Представьте себе, совсем маленький человечек, который только-только начинает что-то понимать, а у него уже есть возможность прийти, что-то посмотреть, что-то интересное услышать и даже попробовать музыкальные инструменты. Иными словами, мои предшественники и мои коллеги пришли к тому, что нам просто необходимо формировать свою публику, заполнить пустующую нишу.

Мы говорим о молодежи и говорим о том, что это люди 28-30 лет, но при том, насколько быстро сегодня все взрослеют, это, по сути, уже зрелые сформировавшиеся люди. В нашем обществе существует определенная образовательная яма именно в подростковой возрастной группе, и связана она с тем, о чем в частности говорил Владислав Иванович Пьявко – что сегодня в школах нарушено то музыкальное образование, которое было в прежние времена, что существуют попытки нарушить и профессиональное детское музыкальное образование и т.д. Все это естественным образом  ведет к тому, что к возрасту 28-30 лет, человек абсолютно не интересуется классической музыкой, и это уже, в общем-то, для нашей работы практически потерянный человек. Поэтому мы разрабатываем специальные программы для разных возрастных групп, в том числе для самых маленьких детей и школьников. К сегодняшнему моменту мы уже можем наблюдать, что, когда дети переходят в возраст 9-10 лет, их очень трудно заманить на концертную площадку.

С тем чтобы привлечь молодежь на концертную площадку, связано и большое количество проектов в формате crossover – то, о чем говорилось раньше. Потому что привлечь молодого человека на какую-то чистую классику весьма сложно. У меня был очень показательный в этом отношении опыт на моей предыдущей работе (на радио «Орфей»), когда мы организовывали совместный концерт пианиста Алексея Ботвинова и перкуссиониста Бурхана Очала под названием «Гольдберг. Перезагрузка». Люди, разбирающиеся в музыке, прекрасно знают, что Гольдберг-вариации Баха – это  одно из самых сложных, длинных и трудно воспринимаемых произведений мировой фортепианной литературы. Но когда к исполнению этого сочинения прибавились импровизации на ударных инструментах и световая партитура, то те молодые люди, которые пришли в зал (а молодежь была – то самое “поколение pepsi”, за которое мы даже испугались, что они уйдут и сорвут нам концерт), после концерта подходили к нам и говорили о том, что никогда в жизни даже не думали, что классика может быть столь интересной. Поэтому, конечно, мы смотрим и в сторону crossover-проектов.

Что касается непосредственно аудитории, то я считаю, что кроме как ее воспитывать – может быть, пока заменяя и подменяя то, что разрушено  школах – это, пожалуй, единственный выход. И, конечно, пока нам сложно конкурировать по классическим программам с Большим залом Московской консерватории, Концертным залом им. Чайковского и Домом музыки, но благодаря тому, что к нам приходят очень интересные и серьезные проекты, у нас есть весьма хорошие перспективы попасть именно в эту линейку филармонических залов.

 [Модератор круглого стола– Кузякова Надежда Александровна]

- Скажите, а продолжаются ли у вас абонементы, которые функционировали в период реконструкции Большого зала Консерватории, или представители высокого академического искусства вас все-таки покинули?

Сусанна Грудинова: Да, была несколько другая программная политика, и нас временно покинули. Сейчас я как раз занята именно тем, что налаживаю связи. Буквально несколько дней назад у меня была встреча с Большим симфоническим оркестром, я также разговаривала с оркестром «Русская филармония», сегодня воспользовалась моментом и пообщалась с Дмитрием Сибирцевым… Как видите, мы всё это планируем и очень хотим, чтобы подобные программы появились во «Дворце на Яузе». Ситуация такова, что у нас помимо собственных есть ряд проектов, которые организуем не мы, а люди, арендующие нашу площадку. Но среди собственных проектов нам бы очень хотелось, чтобы количество интересных классических мероприятий у нас бы возрастало.

***

 [Модератор круглого стола– Кузякова Надежда Александровна]

- Спасибо. У меня в свою очередь вопрос к Дмитрию Александровичу Сибирцеву, директору московского театра «Новая Опера». Я знаю, что, во-первых, у вас в театре активно реализуются весьма интересные проекты, ориентированные на детскую аудиторию. Интересно было бы об этом узнать подробнее. И второй вопрос – как вы считаете, имея большую практику в жанре crossover, насколько он действительно может способствовать тому, чтобы публика развивалась в своем интересе к чисто академическому искусству? Существует ли вообще, на ваш взгляд, понятие чистоты академического жанра?

***

Дмитрий СИБИРЦЕВ, музыкант, арт-менеджер, музыкальный продюсер, директор Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова.


Прежде всего, хочу сказать большое спасибо за то, что было отмечено, что наш театр работает с детской аудиторией. Помимо прочего это включает в себя и экскурсии, которые проводятся по театру в довольно большом количестве. Это связано с тем, что у театра есть своя история. Хочу сказать, что 15 июня у нас будет отмечаться десятилетие с того дня, как ушел из жизни Евгений Владимирович Колобов. Я считаю, что публика, которая приходит в театр, должна знать и его историю. У нас великолепный хранитель всех музейных ценностей – замечательная женщина, которая работает и ведет музейные экспозиции. Это интересно абсолютно всем, но прежде всего молодому поколению – детям. Мы проводим целый ряд благотворительных спектаклей, связываемся с фондами и детскими домами; более того, мы туда выезжаем, а наши солисты регулярно организовывают свои собственные выступления на музыкальных площадках в школах. Сергей Шеремет и того больше – является преподавателем Славянского культурного центра, с которым мы также постоянно сотрудничаем.

Хочу сказать, что первое впечатление ребенка, когда он приходит в театр либо в филармонию, будет тем самым впечатлением, с которого он начнет любить или не любить классическую музыку. И здесь многое зависит от нескольких составляющих. Первое – это, конечно, родители. Но, к сожалению, нынешнее поколение родителей это, наверное, как раз те самые люди, которым, как выразился Владислав Иванович Пьявко, приходилось выживать. Поэтому не факт, что это поколение безумно любит классику. Хотелось бы верить в обратное.

А во-вторых – как обычно действует ребенок: как правило, заодно со всеми – все сказали, и я пошел. И здесь многое зависит от так называемой медийности. А медийность, к сожалению, сейчас стала какой-то узконаправленной. Очень жаль, когда современный молодой человек всецело осознает эту узость: у нас в России сегодня один дирижер, один альтист, один баритон, одно сопрано, один пианист и т.д. и т.п. Я не хочу никого обижать, но, когда я хочу послушать варианты Третьего концерта Рахманинова, и открываю поисковик в интернете, мне предлагается Концерт Рахманинова восемь раз подряд в исполнении одного и того же пианиста. И дойти до другого мне просто не представляется возможности. И это, на мой взгляд, нехорошая тенденция. 

Владислав Иванович не даст мне соврать – раньше у нас была целая россыпь имен, которые были известны по всей стране и по всему миру. Их сравнивали, сопоставляли, они ездили по всей стране, на их концерты было невозможно попасть; и любой ребенок, приходя на такого мастера, получал огромное удовольствие. А сейчас он ждет одного-единственного, когда он приедет. И он на него не попадет, потому что билет стоит баснословных денег.

Вспомните историю, когда в Москве появились первые органные концерты, и на них никто не ходил – залы пустовали. А потом по инициативе власти провели ряд телевизионных трансляций…

[комментарий из зала]

Владислав Пьявко, певец: Я сам тому был свидетелем на одном из первых концертов – в зале было 35-40 человек. Ира (Ирина Архипова, прим. ред.) даже чуть не психанула, хотела уйти. Так вот, что сделал Лапин… У нас тогда было всего три телевизионных канала – трансляции начинались в восемь и заканчивались в одиннадцать по следующему принципу: на первом канале – двадцать минут с восьми, затем следующие двадцать минут – на втором канале, потом на третьем, и так по кругу до одиннадцати. Показывались Гарри Гродберг, Олег Янченко, Елена Лисицына, Петерис Сиполниекс (Рига) и др. Уже через полгода залы были заполнены битком, и абонементы продавались влет на эти концерты.

Дмитрий Сибирцев: У нас сейчас в театре ситуация довольно интересная – мы находимся в историческом месте, в Саду «Эрмитаж». И, наверное, очень хорошо что наш руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Александрович Капков много внимания уделяет московским паркам. Кто приходит в парки? Как раз в основном молодежь. В Саду «Эрмитаж», например, организована очень серьезная и обширная культурная программа: зимой это каток, летом – всевозможные мероприятия для детей (аттракционы, анимация и т.д.). Но помимо прочего посетители парка видят и здание театра «Новая Опера». Если это здание привлекательно, и театральная программа интересна, то, так или иначе, мы все-таки получаем дополнительного зрителя из посещающих парк. Хотя бы таким образом, но это уже работает.

Что же касается crossover, то честно скажу, что я на самом деле большой противник данного жанра, но вынужден им заниматься, потому что понимаю, что публику он привлекает. Но создавая программы в этом жанре, и делая абонементы, например, в Камерном зале Дома музыки, мы даем одну-две программы, в большей степени направленные на массового зрителя, но также обязательно какую-нибудь более серьёзную тематическую программу (романсовая музыка, французская / итальянская опера и пр.). То есть всё очень сбалансировано. Но если мы будем заниматься только тем, чтобы подстроиться под вкусы современного зрителя, то ничего не получится. Знаете, кто сейчас самый популярный певец в театре «Новая Опера»? Евгений Кунгуров. А мне бы хотелось, чтобы это был Василий Ладюк. Вопрос, однако, в другом: если благодаря Евгению в театр придет огромное количество публики, то это, безусловно, замечательно. Если в проекте, который благополучно дает сто пятьдесят концертов в год, будут ходить не на «седую голову», а на молодого певца Сергея Писарева, то будет тоже замечательно. Правильно было сказано про Красноярск – мы участвовали в этом фестивале, и действительно было много молодежи. Также как всегда можно было встретить огромное количество молодежи на фестивалях «Ирина Архипова представляет» в Челябинске, Самаре и других городах. Я вспоминаю, и сейчас эта тенденция, насколько я знаю, продолжается – совершенно замечательные музыкальные вечера в Московском Государственном Университете, когда этот великолепный актовый зал заполнен молодыми студентами. Значит, интерес есть – все зависит от того, кто этим руководит. А crossover пусть будет – только желательно, чтобы в хорошем исполнении.

[комментарий из зала]

Сусанна Грудинова: Кстати, что касается crossover, – я буквально чуть менее трех недель назад вернулась из Вены, и общалась там с музыкантами. Но стоит оговориться, что Австрия в плане классики считается самой консервативной страной. У них ситуация следующая: если в классический концертный зал – Musikverein или Wiener Konzerthaus – привозят проект crossover, то в лучшем случае он будет заполнен наполовину, или вообще не будет народу. Для этого, как они мне сказали, существуют специальные концертные площадки, но это не ведущие концертные залы. То есть ситуация абсолютно другая, по сравнению с Россией. Тем не менее, тот же Николай Басков успешно выступал в венском Musikverein. Впрочем, история умалчивает, сколько народу присутствовало на его концерте…

Дмитрий Сибирцев: На самом деле народу был полный зал, но при этом 75 % приехало из России – вот и весь секрет.

***

[комментарий из зала]

Александр Шариков: Хотел бы сказать по поводу crossover и органа. На сегодняшний день орган входит в пятерку самых популярных инструментов наряду с фортепиано, скрипкой, виолончелью и гитарой. А что касается crossover, то у нас был весьма интересный эксперимент, придуманный совместно с Игорем Аркадьевичем Овруцким (программный директор радио «Орфей», прим. ред.): мы собирали людей и предлагали им к прослушиванию музыку, не уточняя, кто автор сочинения. А слушатели в свою очередь должны были сделать выбор и дать оценку – стоит ли ставить эту музыку в эфир радио «Орфей» или нет. Любопытно, что все crossover-ы были однозначно отвергнуты.

[комментарий из зала]

Игорь Овруцкий, программный директор радио «Орфей»: Если позволите, буду краток… На мой взгляд, существует весьма ошибочное мнение, что для привлечения молодежной аудитории, необходимо упрощать программы, делать crossover-ы, шоу и прочее. На практике изучения аудитории радиостанции «Орфей» могу сказать, что молодежная аудитория как раз самая строгая. Она напрочь отвергает любые посягательства на классическую музыку, зато активно приветствует современную классическую музыку, сложную музыку и т.д. И мы имели возможность это проследить на примере фокус-групп, где старшая группа оказывалась более лояльной к различным отхождениям от программы классической музыки, а молодежная аудитория наоборот воспринимала всё гораздо более серьезно. Мне кажется, что и опыт Большого театра в этом отношении весьма показателен – современную молодежь нужно привлекать сложными резонансными спектаклями.

По поводу crossover… На мой взгляд это не музыка для молодежи, а скорее музыка для полуклассических ценителей, и здесь возраст не играет никакой роли. Как правило, основную аудиторию  crossover составляют женщины от пятидесяти и старше лет.

Что же касается того, как воспитывать молодое поколение, то, мне кажется, сегодня в этом плане довольно сложные времена. Потому что, на мой взгляд, самое главное привлекать детей. И делать это необходимо буквально с трехлетнего возраста – самого благодатного, на мой взгляд, когда дети одинаково хорошо воспринимают любую музыку. На примере собственной внучки могу сказать, что, когда она выбирает из всего музыкального разнообразия, что звучит у нас дома (джаз, поп, классика и т.д.), мне кажется, что для нее всё это одинаково, и это чрезвычайно важный момент. Главное, что она уже воспринимает музыку, и если этот фон постоянно поддерживать, то и классическая музыка непременно займет свое достойное место. Как она выделит ее в дальнейшем, это уже проблема воспитания и баланса…



>>> Круглый стол-2013: «Молодежь и классика: проблемы привлечения молодежной аудитории и их решение» (Продолжение)