Среди новинок нашего эфира - Шуберт, Чайковский и Лист в исполнении музыкантов мирового масштаба. Слушаем и наслаждаемся!
1. Антонио Вивальди. Концерт до мажор, RV 508
Вивальди был чрезвычайно плодовитым композитором. В списке его сочинений аж 38 концертов для двух инструментов. Стоит ли говорить, что для любимого скрипичного дуэта он написал подавляющее большинство из них - 25 опусов?
2. Петр Чайковский. Симфония №4 фа минор, оп.36, II. Andantino in modo di canzona
Вторая часть этой симфонии начинается с протяжного соло гобоя. О своем Andantino композитор писал так: "Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое..."
3. Петр Чайковский. Симфония №5 ми минор, Оп.64 II. Andante cantabile
Почти одиннадцать лет разделяют Четвертую и Пятую симфонии Чайковского. Именно столько времени понадобилось композитору, чтобы переосмыслить тему судьбы и рока. Достаточно сравнить финальные части этих двух симфоний, чтобы это понять и почувствовать. Впрочем, медленные части обоих произведений также сильно отличаются.
4. Франц Шуберт. Симфония №9 до мажор "Большая", D944, II. Andante con moto
Нерадивых студентов музыкальных училищ часто спрашивают, почему Восьмая симфония Шуберта получила название "Неоконченной". Те обычно с умным видом отвечают, что композитор не успел ее дописать, потому что умер. Тогда преподаватель вспоминает про Девятую "Большую" симфонию и тем самым ставит студента в тупик. Это "каверзное" произведение обнаружил Роберт Шуман спустя десять лет после смерти Шуберта. На партитуре рукой покойного композитора была написано "март 1928". До сих пор остается неизвестным, что означает эта дата - время завершения работы или время последней редакции.
5. Ференц Лист. Соната си минор
Еще одно произведение, которое связано с именем Роберта Шумана. Именно этому композитору Лист посвятил свой новый опус. Непрограммную си-минорную сонату часто называют фаустовской, пытаясь провести параллели с трагедией Гете и близостью такой темы для творчества Листа. Однако эта позиция часто встречает критику и осуждение.