Наступила весна, в Москву пришли тёплые деньки. И тема сегодняшней программы тоже весенняя - опера Римского-Корсакова "Снегурочка", созданная по одноимённой пьесе Александра Островского.
Историю создания этой оперы композитор рассказал в «Летописях моей музыкальной жизни». Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Зимой 1879-1880 годов он снова ее прочитал и, на сей раз, «точно прозрел на ее удивительную красоту». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли. Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка.
Постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства. В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, "периодически выступающие, вечные силы природы". Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими. "Творческому началу, зарождающему в людях и природе жизнь" противопоставлен суровый Мороз. Дочь Весны и Мороза – Снегурочка – тянется всей душой к солнцу, людям. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели.
Вместе с Алексеем Париным мы сегодня будем слушать в основном старинную запись этой оперы, 1948 года, сделанную в Большом театре.