Алексей Парин размышляет об одной из новых записей оперы Моцарта «Дон Жуан» – под управлением маэстро Янника Незе-Сегена, в которой приняли участие Камерный оркестр Малера и блестящий состав исполнителей. Поговорим о том, всегда ли звезды первой величины определяют успех исполнения, и почему не стоит игнорировать «загадки музыки Моцарта»…
Алексей Парин: «Сегодня мне бы хотелось поговорить о новой записи великой оперы Моцарта «Дон Жуан». Каждый раз, когда выходит новая запись или спектакль, мы вглядываемся в героев этой оперы; они каждый раз другие, каждый раз новые. Это прекрасно, и это будет продолжаться вечно, пока существует человечество, в котором будут сохраняться очаги культуры. Всё это так. Но мы, конечно, прежде всего хотим ответить себе на вопрос: «Почему возникает новый “Дон Жуан”?».
В прошлом сезоне в Театре Станиславского и Немировича-Данченко был поставлен спектакль «Дон Жуан», и нам было ясно – это связано с тем, что труппе, где много замечательных певцов, нужно было показать свои силы в такой великой опере Моцарта. И, безусловно, труппа показала, что вокально она абсолютно на современном уровне справляется с этой замечательной партитурой. В начале этого сезона в Перми состоялась премьера спектакля, музыкальным руководителем которого стал Теодор Курентзис. «Дон Жуаном» до этого он уже неоднократно дирижировал, и у нас были свои впечатления на этот счет. Но сейчас дирижер находится на новом уровне, а сам спектакль был поставлен перед тем, как сделать запись для фирмы «Sony Classical». Поэтому для нас это была своеобразная проба и испытание. Но в то же время нам было понятно, почему возникает эта запись – потому что в ней есть свои серьезные художественные мысли, которые Курентзис реализует сегодня.
И вот запись под управлением Янника Незе-Сегена (Yannick Nézet-Séguin) с Камерным оркестром Малера (Mahler Chamber Orchestra). Она была сделана в 2011 году в Баден-Бадене, где это концертное исполнение пользовалось очень большим успехом. И, конечно же, мне стало интересно, почему выпускается эта запись после того, как вышла сенсационная для своего времени запись Рене Якобса, после того, как существует совершенно уникальная по своей экспрессии и энергетической силе запись под управлением Дэниела Хардинга? Словом, мне показалось интересным выяснить, почему же возникла эта запись…»
W. A. MOZART. Don Giovanni / Ildebrando D`Arcangelo · Luca Pisaroni · Diana Damrau · Joyce DiDonato · Rolando Villazón · Mojca Erdmann / Mahler Chamber Orchestra / Yannick Nézet-Séguin / 2011