Собеседник Алексея Парина – знаменитый режиссер драматического театра Андрий Жолдак. В прошлом году он впервые обратился к опере, поставив «Евгения Онегина» на сцене петербургского Михайловского театра. В нынешнем сезоне этот спектакль номинирован на «Золотую маску», а сам Андрий Жолдак – на звание лучшего оперного режиссера…
Андрей Жолдак происходит из знаменитой династии Тобилевичей-Тарковских. Его прадеды некогда были основателями национального драматического театра Украины. Этим, в частности, режиссер объясняет свою страсть к творческой свободе и беспрепятственному самовыражению в искусстве. Эту потребность сам Жолдак называет «отчаянным чувством».
На протяжении трех лет (с 2002 по 2005-й) режиссер возглавлял Харьковский драматический театра им. Т. Шевченко, где поставил спектакли: «Один день Ивана Денисовича» по А. Солженицыну, «Гамлет. Сны», «Месяц любви» по И. Тургеневу, «Гольдони. Венеция», «Ромео и Джульетта. Фрагмент» по У. Шекспиру.
В Берлинском театре «Фольксбюне» им поставлен спектакль «Медея в городе» по Еврепиду; в Люцернском театре оперы и драмы — спектакль «Игра снов» по А. Стриндбергу.
Cегодня Андрий Жолдак востребован всей Европой благодаря своим постановкам классики, в том числе русской.
Премьера оперы «Евгений Онегин» в Михайловском театре в постановке Жолдака стала яркой и обсуждаемой премьерой сезона. Продвинутые театралы пришли от спектакля в восторг, традиционалисты оперы – обвинили режиссера в кощунстве. Сам Андрий Жолдак откровенно признается, что «попробовав оперу, ему уже не хочется возвращаться в драматический театр». Тем не менее, именно драму он называет своим «родным домом» и «местом, где он родился».
О своем видении драматического и оперного театра, месте режиссера в каждом из них, специфике авторского театра, и том, почему художественная свобода для него превыше всего, постановщик рассказывает в беседе с Алексеем Париным…