О жанре мистерии в современном музыкальном театре размышляет гостья Алексея Парина – автор постановки «Сотворение мира» в Центре им. Мейерхольда – Наталья Анастасьева…

Спектакль «Сотворение мира» совсем недавно появился в репертуаре обновленного ЦИМа в концептуальном пространстве Blackbox (чёрное помещение – коробка-трансфомер). Его жанр постановщики определят как акустическая мистерия, музыку к которой написал молодой композитор – ученик Владимира Тарнопольского, преподаватель кафедры современной музыки и сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории Николай Хруст. Здесь он в гораздо большей степени выступает как саунддизайнер, нежели композитор: спектакль насыщен всевозможными звуками – гулом, скрежетом, треском, шуршанием, нечленораздельными криками, звуком шагов и обрывками музыкальных произведений. Зрители не привязаны к определенным местам, они все время двигаются вслед за актерами и музыкантами, непосредственно оказывая влияние на звуковую партитуру. Сценическое решение осуществила молодой режиссер Наталья Анастасьева вместе с художником-постановщиком Анной Колейчук (сценография, свет), а также Дмитрием и Вячеславом Колейчук, отвечавшими за мультимедиа эффекты.

О том, каким образом собиралась команда и создавался спектакль, что хотелось сказать, и почему выбор пал на мистерию, в программе рассказывает главный идейный вдохновитель проекта – режиссер Наталья Анастасьева.

Наталья Анастасьева: «Сотворение мира – это процесс, которому невозможно быть свидетелем. Именно эту невозможность присутствия мы хотели выразить средствами театра – сделать так, чтобы люди смогли увидеть то, что они не могут увидеть в принципе.

<…> Мистерия собственно не нуждается в праздном зрителе – даже если будет только один человек, или не будет никого, она все равно состоится. Однако в нашей постановке  крайне важно непосредственное присутствие и участие зрителей: каждый человек должен пройти этот путь ногами, где-то устать, где-то постоять, и только потом с облегчением присесть. На мой взгляд, это и есть самая важная составляющая нашего спектакля…».

 

Биографическая справка

Наталья Анастасьева – режиссер музыкального театра. Работает режиссером-постановщиком в Камерном музыкальном театре Покровского. Создатель и арт-директор Маленького мирового театра.

Окончила Московское музыкально-педагогическое училище им. Ипполитова-Иванова (по специальности «саксофон») и режиссерское отделение факультета музыкального театра Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС). Старший преподаватель РАТИ (ГИТИС), факультет музыкального театра (мастерская М. Кислярова). Руководитель оперного класса Академии хорового искусства. Выпускница «Школы театрального лидера» (ЦИМ). С 1997 по 2007 год работала в театре «Новая Опера» в должности помощника режиссера, ассистента режиссера и режиссера. Осуществила как режиссер постановки: «Умница» (Камерный музыкальный театр п/р Б. Покровского), «Нестрашный суд» (для фестиваля Пушкин & Гете, организованного НКЦ им. Гете в Москве), «Дидона и Эней» (театр Новая Опера), «Буря» (Государственный концертный зал им. Чайковского), «Орфей» (Останкинский театр, фестиваль «Московское действо»), «Кокинсю XXI» (Детский оперный театр «Алеф»).

С 2001 года – учредитель и художественный руководитель Маленького Мирового Театра. Постановки, осуществленные в Маленьком Мировом Театре: «Человек, который принял свою жену за шляпу» (Галерея Artplay), «Волшебная флейта» (Театральный центр «На Страстном»), «Кругом возможна опера» (Центр им. Вс. Мейерхольда (премьера 13, 14 мая 2005 года), «Сон в летнюю ночь» (Учебный театр ГИТИС), «Опера Нищего» (Дирекция проекта «Открытая сцена»), «Недопесок. Семейное чтение» (театр «Практика», фестиваль «Большая перемена»), «Альбом Алисы» (Камерный Музыкальный Театр им. Б. Покровского), «Европера» (Маленький Мировой Театр).

В ЦИМе поставила спектакль «Сотворение мира».

Источники иллюстраций и фото: http://www.meyerhold.ru/ и http://os.colta.ru/