Алексей Парин продолжает освещать юбилей Бенджамина Бриттена и то, как его чествуют в российской столице. На этот раз в передаче звучит интервью пианиста и музыкального деятеля Алексея Гориболя, инициатора и организатора проекта «Вечера Бриттена в Большом»…

В честь столетия со дня рождения выдающегося английского композитора Бенджамина Бриттена, широко отмечаемого во всем музыкально мире, три воскресных вечера – 10, 17 и 24 ноября – в Бетховенском зале Большого театра посвящены его музыке.

Идея этого своеобразного «Приношения» композитору принадлежит замечательному пианисту и организатору, руководителю множества музыкальных фестивалей, заслуженному артисту России Алексею Гориболю – одному из главных пропагандистов музыки Бриттена в современной России.

Среди участников «Бриттеновских вечеров»: недавние выпускники Молодежной оперной программы Большого театра; лауреаты Международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» – Надежда Карязина и Константин Шушаков (ныне солист оперной труппы Большого театра); ведущие солисты – Светлана Шилова, Максим Пастер и Марат Гали; обладатель уникального «мужского сопрано» – Олег Рябец; и артисты оркестра Большого театра — Иван Паисов (гобой), Андрей Ферапонтов (валторна) и Петр Кондрашин (виолончель), лауреаты международных конкурсов Татьяна Осколкова и Нина Рябчиненко (арфа), концертмейстер Маргарита Петросян (фортепиано).

Первый вечер в Бетховенском зале под названием «Человеческий голос» был посвящен камерной вокальной музыке композитора. В рамках концерта прозвучали: цикл сонетов Микеланджело (1940), российская премьера пяти духовных песнопений (canticles), написанных в 1947-74 гг. для голоса или вокального ансамбля с аккомпанементом и вокальный цикл Бриттена на стихи Роберта Бёрнса (1975).

Второй концерт – «Бриттен-гала» – отразил разнообразие творческих интересов английского мастера. В программе прозвучали: Две песни Генри Перселла в обработке Бенджамина Бриттена, Соната для виолончели и фортепиано (1961, посвящение М. Ростроповичу), Сюита для арфы (1969),  «Светские вариации» для гобоя и фортепиано (1936), «Песни кабаре», написанные для известной в 1930-е гг. исполнительницы Хэдли Андерсон, а также вокальные циклы «Вечер, утро, ночь» (1945) и «Очарование колыбельных» (1947) на стихи английских поэтов.

Третий, заключительный концерт бриттеновского цикла целиком посвящен оперному жанру, который представлен ариями из опер «Питер Граймс» (1945), «Поругание Лукреции» (1946), «Альберт Херринг» (1947), «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954) и «Сон в летнюю ночь» (1960). 

В беседе с Алексеем Париным художественный руководитель проекта, пианист Алексей Гориболь размышляет о влиянии Бритенна на последующую историю музыки и его месте среди других композиторов ХХ века.

Алексей Гориболь: «Все новые техники, которые ХХ век дал человечеству, начиная с серийной музыки и додекафонии Шёнберга, Бриттен, конечно, знал и владел ими. Однако для меня величие этого композитора заключается, прежде всего, в том, что он сознательно не стал прерывать связь с музыкальной традицией прошлого; не поставил себя выше музыки, усложняя и тем самым разрушая её, как это сегодня делают многие композиторы, предпочитающие себя так называть, однако их аудитория – пятнадцать сумасшедших. Потому что, как бы мы того ни не хотели и не стеснялись сказать, всё-таки композиторское мастерство состоит из умения написать мелодию и ее гармонизовать. Иными словами – выразить свои мысли через такое, казалось бы, простое и вместе с тем очень сложное – дающееся единицам – средство как мелодия. Бриттен был выдающийся мелодист и этим он тоже беспримерно велик…»


Во второй части программы Алексей Парин рассказывает о втором концерте «Бриттен-гала» в Бетховенском зале и премьере оперы «Блудный сын» в Камерном музыкальном театре имени Покровского. В “off-топиках” передачи обсуждаем Василия Ладюка в «Евгении Онегине» и издержки просмотра прямых оперных трансляций по телевидению...