«Студия новой музыки» отпраздновала свое двадцатилетие концертом в Большом зале консерватории; в ЦИМе придумали концептуальное пространство Blackbox, где в «Сотворении мира» могут поучаствовать все желающие; а в «Гоголь-центре» играют мюзикл «Пробуждение весны» с острым социальным подтекстом. Современное искусство становится все более умным, смелым и заметным. А что же классика? На эту тему размышляет Алексей Парин…
Нынешний выпуск передачи Алексея Парина представляет не только традиционный обзор наиболее примечательных московских премьер и концертных событий, но также носит философский характер: критик беседует со слушателями и размышляет о том, жива ли классика.
В этом году ансамбль «Студия новой музыки» празднует свое двадцатилетие. Юбилейный сезон коллектив открыл торжественным концертом в Большом зале консерватории, где представил пять российских премьер композиторов из пяти стран мира: Владимира Тарнопольского (Россия), Тристана Мюрая (Франция), Беата Фуррера (Швейцария / Австрия), Фаусто Ромителли (Италия) и Стива Райха (США).
В числе громких премьер нового сезона в Центре имени Мейерхольда заявил о себе интерактивный перформанс-мистерия «Сотворение мира». Спектакль стал одним из первых экспериментов в освоении нового театрального пространства – зала-трансформера Blackbox. Постановку осуществила молодой режиссер Наталья Анастасьева, над саундизайном работал композитор Николай Хруст, за сценографию, свет и мультимедийные эффекты отвечала группа художников – Анна, Дмитрий и Вячеслав Колейчук.
В «Гоголь-центре» под руководством Кирилла Серебренникова в рамках фестиваля современного театра «Территория» представили российскую премьеру мюзикла «Пробуждение весны» по оригинальной пьесе Франка Ведекинда. Бродвейская версия мюзикла дебютировала в 2006 году и впоследствии была отмечена восьмью (!) премиями Tony – высшей американской наградой в области музыкального театра. А первая постановка в России Всеволода Мейерхольда в 1907 году снискала бурю негодования и резкую критику со стороны художественной интеллигенции. По тем временам спектакль оказался слишком эпатажным.
В интерпретации Кирилла Серебренникова и Алексея Франдетти центральной идеей становится противостояние романтических чувств подростков равнодушному и циничному миру взрослых. «Всё это неожиданно оказывается созвучным реалиям современной российской жизни, – комментирует Алексей Парин, – где сегодня на высшем уровне активно обсуждается, что принято, а что нет, и какие запреты должны быть введены». «И спектакль получается вовсе не о зове плоти, как у Ведекинда, – продолжает критик, – а о том, что современная молодежь хочет свободно жить и свободно высказываться – свободно коммуницировать с общесвтом взрослых и миром вообще».
Таким образом, современное искусство сегодня на высоком интеллигентном уровне решает острые социальные вопросы, исследует хрупкие духовные и экзистенциальные материи. А что же в это самое время происходит в лоне классики?
Алексей Парин делится своими впечатлениями с концертов классической музыки и театральных премьер в ведущих оперных театрах Москвы.
В фокусе обзора:
- концерт памяти народного артиста России Вольфа Михайловича Горелика, состоявшегося в Рахманиновском зале консерватории 5 октября;
- новая концертная программа «Иллюзии голландского барокко» от ансамбля «Pratum Integrum»;
- премьера оперы «Летучий голландец» к 200-летию Рихарда Вагнера на Новой сцене Большого театра (режиссер – Петер Конвичный; музыкальный руководитель постановки – Василий Синайский);
- и премьера балета «Баядерка» в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в постановке Натальи Макаровой.
В рамках беседы со слушателями размышляем о подлинных и вторичных явлениях искусства, сравниваем дарования Робертино Лоретти и Марии Каллас, обсуждаем московские концерты Чечилии Бартоли и Филиппа Жарусски.
Источник фото: http://gogolcenter.com/