Алексей Парин рассказывает о двух больших российских премьерах – опере «Тангейзер», приуроченной к 200-летию Рихарда Вагнера, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также спектакле «Королева индейцев» на музыку Генри Пёрселла в постановке выдающегося оперного режиссера Питера Селларса в Пермском театре оперы и балета…
В год 200-летия со дня рождения Рихарда Вагнера Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко открыл свой 95-й сезон премьерой оперы «Тангейзер». Впервые обращаясь к творчеству выдающегося немецкого композитора, театр выбрал произведение, не ставившееся в России на протяжении многих десятилетий. Для работы над спектаклем была приглашена постановочная группа из Латвии: режиссер Андрейс Жагарс, художник Андрис Фрейбергс, художник по костюмам Кристине Пастернака, видеохудожник Инета Сипунова. Музыкальный руководитель постановки – французский дирижер Фабрис Боллон. Главные партии в премьерных спектаклях исполнили Валерий Микицкий (Тангейзер), Наталья Мурадымова (Елизавета), Лариса Андреева (Венера), Антон Зараев (Вольфрам), Денис Макаров (ладграф Герман).
В свою очередь Пермский театр оперы и балета открыл сезон не менее внушительной премьерой, представив на сцене семи-оперу Генри Пёрселла «Королева индейцев» в новейшем сценическом изложении всемирно известного оперного постановщика Питера Селларса.
Это второй проект творческого тандема режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса, выстрелившего в 2012 году оперным диптихом «Иоланта» / «Персефона» в Мадриде, и первая совместная постановка трех оперных домов — Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, испанского Teatro Real и Английской национальной оперы.
«Королева индейцев» (1695) — последнее произведение в творчестве великого английского композитора, легендарного автора «Дидоны и Энея» Генри Пёрселла, оставшееся незавершенным в связи со скоропостижной кончиной автора в возрасте тридцати пяти лет. Американец Питер Селларс, постановки которого на основе классики всегда бьют в самую точку актуальных общественно-политических вопросов, и который сегодня занимает достойное место в ряду классиков оперной режиссуры ХХ века, вместе с одним из самых экстравагантных дирижеров современности Теодором Курентзисом воспроизводят недописанный оригинал, дополнив его фрагментами из других сочинений Пёрселла. В новом либретто арии из первоисточника сочетаются с цитатами из романа никарагуанской писательницы Розарио Агиляр The Lost Chronicles of Terra Firma / «Затерянные хроники Terra Firma».
О том, что творится на сцене, какой язык выбирают постановщики для общения со своей аудиторией, и чем захватывает спектакль Селларса на этот раз – рассказывает Алексей Парин…