Алексей Парин посвящает свою программу выдающемуся бас-баритону современности Томасу Квастхоффу. Будучи инвалидом от рождения, ему удалось сделать не только блистательную карьеру оперного, камерного и джазового певца, но и стать одним из лидеров, изменивших традицию исполнения немецкой вокальной лирики со времен Дитриха Фишера-Дискау…
Алексей Парин: «В этой программе мне бы хотелось показать творчество Томаса Квастхоффа и представить его как музыканта, который по-новому перевыразил немецкую вокальную музыку. После кого?.. Конечно же, после Дитриха Фишера-Дискау, который во второй половине ХХ века был главным певцом послевоенного немецкого поколения, на которого ориентировались не только немецкие вокалисты, но и певцы всего мира. После войны его задачей стояло доказать, что немецкая музыка осталась такой же высокой, какой она была до катастрофы Второй мировой войны. Таким образом Фишер-Дискау продолжал романтическую традицию. Конечно, он представал в образе гения, который отстоит далеко от рядового человека и один понимает, как всё надо делать – на пьедестале, на котурнах, с большим романтическим жестом и т.д. Однако в какой-то момент это, наверное, перестало соответствовать тому, как публика воспринимала музыку, и как сама музыка стала существовать в мире. К концу ХХ века демократическое ощущение человеческого равенства претерпело значительные трансформации, и проблема примадонны, премьеры и гения – весьма сложный вопрос в наше время. Кончено, мы признаем чье-либо первенство, но звучит это уже по-другому. Именно это, на мой взгляд, нужно было переформулировать в том числе и в музыкальной традиции. И Томас Квастхофф стал одним из тех художников, которые это сделали…».
Томас Квастхофф родился с тяжелой врожденной патологией рук и ног, став жертвой снотворного препарата талидомида, который его мать, как и многие женщины в Германии, употребляла во время беременности. В 1950-1960-х годах талидомид стал настоящей трагедией в Европе. По разным подсчетам, в странах, где получило распространение это снадобье, в этот период родилось от восьми до двенадцати тысяч детей с серьезными физическими дефектами.
В результате недуга кисти рук Томаса Квастхоффа выходят едва ли не из оснований плеч, сильно деформированы ноги, а рост певца остановился на отметке 134 сантиметра. Несмотря на это природа одарила его незаурядным голосом невероятной силы и выразительности, способным объять любой концертный зал.
Томас с детства мечтал стать певцом. Его не приняли в Ганноверскую консерваторию, так как в связи с патологией рук он не мог играть на рояле. Однако с тринадцати лет Квастхофф самостоятельно начал заниматься вокалом, параллельно брал уроки истории и теории музыки, работал диктором на радио, закончил юридический факультет Ганноверского университета. В 1988 году он стал лауреатом первой премии престижного вокального конкурса в Мюнхене, который проводит государственная телевещательная корпорация Германии ARD. В 1996-м – лауреатом Международного конкурса имени Шостаковича в Москве и Международного фестиваля в Эдинбурге. Вскоре наград в его коллекции появилось множество: в их числе – несколько премий «Грэмми», Золотая медаль лондонского Королевского филармонического общества и Музыкальная премия имени Герберта фон Караяна.
Помимо прочего этот уникальный певец является профессором вокала в Музыкальном университете имени Эйслера в Берлине. Среди его записей наиболее известны шубертовские Lied и кантаты Баха, а также вокальный цикл Малера «Волшебный рог мальчика». Все три альбома были удостоены самых высоких оценок критики и попутно – премий «Грэмми».
Не так давно певец сообщил о том, что покидает профессиональную сцену. В своем официальном заявлении он сказал: «Здоровье более не позволяет мне соответствовать тем высоким стандартам, которые я установил для себя в искусстве и жизни. Я многим обязан моей замечательной профессии и ухожу без малейшего чувства горечи. Напротив, я готов встретить новые вызовы, которые готовит жизнь. Я хочу поблагодарить всех моих коллег, с кем вместе стоял на сцене, всех организаторов и мою публику за их преданность».