Алексей Парин продолжает знакомить радиослушателей с первыми премьерами и громкими событиями открывшегося сезона. В фокусе программы – злободневный «Бал-маскарад» в «Геликон-опере», ошеломляющие «Тристан и Изольда» от Владимира Юровского, V Большой фестиваль РНО и завершение гастролей театра «Зазеркалье» на Новой сцене Большого театра…
Новый сезон в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» открылся премьерой оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в постановке художественного руководителя театра – народного артиста России Дмитрия Бертмана. Первым спектаклем продирижировал маэстро Симоне Фермани – единственный из ныне живущих прямых потомков Джузеппе Верди.
Музыкальный руководитель постановки и дирижёр – народный артист России Владимир Понькин. Сценография и костюмы – заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева. Хормейстер-постановщик – Евгений Ильин. Балетмейстер-постановщик – Эдвальд Смирнов.
Своим мнением от увиденного делится Алексей Парин:
«Первые спектакли театра «Геликон-опера» мне не нравились, и я открыто выражал свое мнение, стараясь по мере возможностей мотивировать его. С Дмитрием Александровичем Бертманом мы были знакомы лично – он был тогда молод, и море ему было по колено, поэтому болезненно на мою критику он не реагировал. И вот постановка «Аиды» – антракт. Дмитрий Александрович идет ко мне навстречу и спрашивает: «Ну что, Алексей Васильевич, опять дрянь?». Я посмотрел на него широко открытыми глазами и ответил: «Дима, знаете, а мне нравится!». Сейчас эта история повторилась. Дмитрий Бертман поставил спектакль вдохновенно – чисто, тонко, с большим вкусом, а главное – о нашей жизни…»
Другого юбиляра этого года – Рихарда Вагнера чествовали 9 сентября в Концертном зале им. П.И. Чайковского. 200-летию со дня рождения композитора был посвящен концертный вечер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского. В программе прозвучали: Вступление к опере «Тристан и Изольда» и «Пять песен на слова Матильды Везендонк» в оркестровке Х.-В. Хенце (первое отделение), а также второй акт из оперы «Тристан и Изольда» (второе отделение). Среди солистов в концерте приняли участие: Аня Кампе (сопрано), Элизабет Кульман (меццо-сопрано), Штефан Финке (тенор), Альберт Домен (бас-баритон).
«Таких “Тристана и Изольду” мы еще не слышали, – с восхищением отмечает Алексей Парин. – С первых же тактов началась такая сумасшедшая музыка! Это был потрясающий рассказ о том, что такое человеческая любовь, которая людей сталкивает и объединяет. В своем дуэте Тристан и Изольда очень убедительно рассуждали на тему того, почему Тристан и Изольда: зачем нужно это “и”, когда они – одно единое целое. Певцы стояли с двух сторон от дирижера: они были разделены, но музыка их соединяла, и они соединялись своей энергетикой, показывая нам, что любовь важна в глобальном смысле – та любовь, которая соединяет людей независимо от расстояний. Да, это, наконец, случилось! Эта любовь здесь звучала – в сильном, красивом, напоенным чувством и теплотой голосе Анны Кампе, в лирическом звучании Штефана Финке. Я знаю многие спектакли «Тристана и Изольды», но ничего подобного никогда не слышал! Это были поистине великие часы в истории музыкальной жизни Москвы! И без сомнения, это был абсолютный звездный час Владимира Юровского и его певцов!..»
Обзор продолжает рассказ о событиях V Большого фестиваля Российского национального оркестра, проходящего по традиции в начале сентября в Москве. В центре внимания – исполнение оратории Жюля Массне «Мария Магдалина» и выступление Гидона Кремера и его ансамбля «Кремерата Балтика» в рамках фестивальных вечеров камерной музыки.
Не остался без внимания и детский музыкальный театр. Старинным спектаклем театра «Зазеркалье» – «Детский альбом» на музыку Петра Ильича Чайковского завершились его юбилейные гастроли на Новой сцене Большого театра. А в московском Детском музыкальном театре имени Натальи Сац выходит очаровательная премьера – веселая опера для всей семьи «Съедобные сказки» по книге Маши Трауб на стихи Льва Яковлева. Постановку осуществил художественный руководитель театра Георгий Исаакян, а известный московский композитор Михаил Бронер написал музыку.
О спектаклях, которые должен увидеть каждый ребенок, и современных тенденциях детского театра – размышляет Алексей Парин…