Эндрю Лоуренс-Кинг на открытии фестиваля «La Renaissance», три вечера с ГАСО им. Светланова и Владимиром Юровским, “подарки” Чеховского фестиваля и долгожданная премьера «Князя Игоря» в Большом театре… Алексей Парин посвящает свой обзор закрытию сезона…
В фокусе программы:
- Концерт-открытие III Международного фестиваля музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» в Малом зале Московской консерватории: Shakespeare`s Musicke.
Участники концерта: Эндрю Лоуренс-Кинг (барочная арфа, Великобритания), Мария Батова (сопрано), Анна Миклашевич (сопрано), Юлия Макарьянц (контральто), Дмитрий Хромов (тенор), Нериюс Масевичюс (бас, Литва); ансамбль старинных духовых инструментов «Alta Capella» (руководитель — Иван Великанов).
В программе: Дж. Дауленд, Р. Джонсон, У. Лоэс.
Алексей Парин: «Англичанина Эндрю Лоуренс-Кинга Москва уже знает и не раз величала на своих культурных просторах: в столице музыкант выступал как солист, затем работал с ансамблем «Мадригал», а также принимал участие в качестве музыкального руководителя в постановке оперы Эмилио де Кавальери «Игра о душе и теле» в Детском музыкальном театре имени Натальи Сац. За последнюю работу он в числе прочих был отмечен национальной премией «Золотая маска» как участник проекта («Специальная премия Жюри музыкального театра», 2013г.). В этом году Эндрю Лоуренс-Кинг стал художественным руководителем первой программы третьего по счету фестиваля «La Renaissance», которая получила название «Shakespeare`s Musicke», или «Музыка Шекспира».
Помимо исключительного музыкантского таланта Эндрю Лоуренс-Кинг обладает колоссальными знаниями. Концерт был составлен так, что в каждой из своих половин он состоял из трех частей: первое отделение открывалось «Прологом», за которым следовали части «Театр» («Весь мир – театр, а люди в нем – актеры…») и «Пища для любви» («Коль музыка есть пища для любви – играйте громче!»); второе отделение продолжали два раздела – «Трагедия» и «Лес», которые завершались «Эпилогом». Венчал всё не менее очаровательный “бис”.
Эндрю Лоуренс-Кингу вместе со своими московскими коллегами-музыкантами удалось создать совершенно особую атмосферу и втянуть туда публику. В зале было такое завороженное состояние, когда каждый смотрел на сцену и слушал, боясь проронить хоть бы единый звук. Роскошь музыки буквально наваливалась на слушателей. Лоуренс-Кинг прежде всего зачаровал зал красотой и естественностью этой музыки, которая лилась неостановимым потоком в своем тонком человеческом обличии, и было ясно, зачем она нам дана. В отдельные моменты, когда Лоуренс-Кинг играл соло на своей арфе, время как будто останавливалось, и меня посещало ощущение, что играет Святослав Рихтер: музыка звучала так, будто она не была написана раньше, а рождалась под его руками в настоящий момент…»
- Цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».
Вечер первый, 10 июня:
Ф. Мендельсон. «Сон в летнюю ночь» – музыка к комедии У.Шекспира.
Г. Пёрселл. «Королева фей» – фрагменты оперы по комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Вечер второй, 11 июня:
С.С. Прокофьев. «Борис Годунов» – музыкально-драматическая композиция на основе музыки Прокофьева к спектаклю Вс.Мейерхольда по драме А.Пушкина.
Д.Д. Шостакович. «Король Лир» – музыка к трагедии У. Шекспира; «Клоп» – фрагменты музыки к феерической комедии В. Маяковского.
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова. Источник фото: http://meloman.ru/
Алексей Парин: «Когда речь идет о введении в музыку, то мы неизменно вспоминаем Геннадия Рождественского, который в свое время представлял московской публике симфонии Брукнера, подарив ей понимание этого композитора, в то время когда широкая аудитория почти не имела об этом никакого представления. У Рождественского это всегда была какая-то твердая мощная мысль, которая заставляла слушателей проникаться его отношением к музыке. Как большой интеллектуал, он, безусловно, влиял на публику своим магическим воздействием. Здесь у Юровского совсем другой инструментарий: он красивый стройный молодой человек с длинными волосами, и, конечно, он должен был бы влиять на нас как художник романтического типа. А он в своем рассказе о Пёрселле то и дело увлекался формальной стороной вопроса: как все выглядело на сцене, что происходило и т.д. Но разве нам это так важно?.. Мне кажется, что широкой публике необходимо прежде всего дать некий ключ к тому, как понимать ту или иную музыку. И для меня, например, было бы очень важно получить ключ к тому, как мне понимать музыку Феликса Мендельсона, которую я недолюбливаю. Это, конечно, очень симпатичная музыка, но рядом с Пёрселлом она для меня вообще не смотрелась и не звучала. В целом Мендельсона оркестр сыграл совершенно прекрасно, но не было во всем этом какого-то человеческого порыва, которым, например, отличался концерт открытия фестиваля «La Renaissance» под управлением Эндрю Лоуренс-Кинга…»
- Балетные спектакли Чеховского фестиваля:
· «Девять песен», Театр Танца Тайваня «Клауд Гейт» (Тайбэй).
Хореография – Лин Хвай-мин.
Музыка – этническая музыка Тайваня, традиционная музыка Азии, перкуссия в записи «Джу Перкашн групп».
· «Спящая красавица» Мэтью Боурна, «Нью Эдвенчерз Продакшн» (Лондон, Великобритания).
Музыка – Петра Ильчиа Чайковского.
Постановщик и хореограф – Мэтью Боурн.
«Девять песен», Театр Танца Тайваня «Клауд Гейт» (Тайбэй). http://youtu.be/KolH4038Ko8
Алексей Парин: «Чеховский театральный фестиваль, безусловно, занимает важнейшее место в культурной жизни Москвы и является неотъемлемой частью театрально-музыкального процесса столицы. Ежегодно фестиваль привозит на смотр особые уникальные постановки, в которых отражается сегодняшнее развитие мирового театра. Мне удалось увидеть два проекта, связанные с балетным искусством. Первый – восточный: Театр Танца Тайваня «Клауд Гейт» из Тайбэя с балетом «Девять песен» хореографа Лин Хвай-мина, которого многие сегодня в мире считают одним из самых видных и важных хореографов современности. Второй проект – европейский: «Спящая красавица» на музыку Чайковского в постановке Мэтью Боурна, также широко известного в балетном театре. В своем роде эти два спектакля составляют своеобразный диптих. Лин Хвай-мин в своих постановках активно применяет европейское искусство современного танца, изнутри показывая публике восточный образ мышления. Здесь движения становятся такими тягучими, медлительными, округлыми и мягкими, какими они никогда не бывают в европейском танце…
«Спящая красавица» Мэтью Боурна, «Нью Эдвенчерз Продакшн» (Лондон, Великобритания). http://youtu.be/VikwwOcRONw
<…> Второй проект – «Спящая красавица» Мэтью Боурна – посвящен осмыслению традиций западного балета и тому, как великая музыка Петра Ильича Чайковского живет сегодня, какой она может принести результат. «Спящие красавицы» сегодня рождаются заново во всем мире – вспомнить хотя бы относительно недавнюю постановку Начо Дуато в Михайловском театре. Британский хореограф предлагает нам очередную версию большой музыки и представляет нам очень английский вариант: в реализации Мэтью Боурна «Спящая красавица» – волшебная готическая сказка с волшебными существами, демоническими силами и вампирами. Спектакль сделан с английским юмором, но это еще и история, развивающаяся во времени – действие начинается в 1890 году с рождения Авроры, ее совершеннолетие празднуется уже в 1911 году, а заканчивается всё “прошлым вечером”. Безусловно, Мэтью Боурн является еще и мастером психологических конструкций – он изнутри понимает, что может происходить в этой музыке, и поэтому здесь есть много мелких локальных удивительных открытий, когда музыка, которую мы привыкли соединять с заученными движениями классического танца, здесь приобретает совершенно иной смысл. А сам Мэтью Боурн очень точно попадает в эту музыку, открывая нам ее новое содержание…»
- Премьера оперы А. Бородина «Князь Игорь» в Большом театре.
Постановщики: дирижер — Василий Синайский, режиссер — Юрий Любимов, художник — Зиновий Марголин.
Историческая хореография Касьяна Голейзовского (возобновление — Юрий Григорович).
Новая музыкальная редакция Павла Карманова (консультант — Владимир Мартынов).
«Князь Игорь» Юрия Любимова. Фото Дамира Юсупова: http://www.bolshoi.ru/
Алексей Парин вспоминает многострадальную историю создания партитуры и сценических постановок оперы Бородина, комментирует новую музыкальную редакцию Карманова-Мартынова, вспоминает лучшие спектакли Любимова и оценивает его постановку в Большом…