Нынешний выпуск программы Алексея Парина посвящен обзору премьеры оперы Джоаккино Россини «Итальянка в Алжире» в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и событиям Дягилевского фестиваля в Перми…
28, 30 мая и 2 июня состоялись премьерные показы оперы Джоаккино Россини «Итальянка в Алжире» на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Феликс Коробов, режиссер-постановщик – Евгений Писарев, художник-постановщик – Зиновий Марголин, художник по костюмам – Виктория Севрюкова. В премьерных спектаклях были заняты: Елена Максимова, Максим Миронов, Дмитрий Степанович, Роман Улыбин, Евгений Поликанин, Евгения Афанасьева и др.
Алексей Парин: «Если располагать постановщиков спектакля в порядке их значимости, то я бы на первое место поставил сценографа с мировым именем Зиновия Марголина. Художник понимает, что Россини, и в частности «Итальянка в Алжире», это искусство, где интрига играет важнейшую роль: персонажи словно играют шахматную партию – кто кого перехитрит, кто сегодня те белые, которые должны выиграть? Главное и единственное, что есть на сцене, это огромные шахматные фигуры почти в полную высоту сцены. Одни из них зеленого цвета, олицетворяющие арабскую культуру, а другие – белые, символизирующие итальянский христианский мир (у одной из фигур наверху даже можно заметить крест). Некоторые фигуры лежат и их возят по сцене; есть фигура, днище которой при развороте оказывается раскрашенным в цвета итальянского флага. Таким образом, сценография решена очень занятно, ловко и красиво, а также хорошо функционирует на сцене.
На второе место я бы поставил Феликса Коробова, которому до этого не доводилось дирижировать музыку Россини. Возможно, в его подходе не хватало того россиниевского духа, который мы знаем по дирижированию Альберто Дзедды (итальянский дирижер, один из ведущих специалистов по творчеству Россини современности, прим. ред.), но зато у Феликса Коробова явно чувствовалось желание понять смысл этой музыки. Дирижер сделал акцент в сторону лирического начала: я бы сказал, что у Коробова это получились лирические сцены; особенно хорошо ему удались несколько арий Изабеллы. Это внутреннее наполнение музыки тонким лирическим чувством придало оркестру под управлением Феликса Коробова очень элегантное звучание.
Костюмы Виктории Севрюковой стилизованы под исторические наряды 30-х годов XIX века и сделаны чрезвычайно красиво: здесь по каждому костюму видно, что это придумал художник. Восточные костюмы, где, казалось бы, так легко впасть в пошлость, выполнены изумительно: необычайной красоты ткани, которые я бы назвал венецианскими, искусно придуманные узоры, крой – всё это чрезвычайно впечатляет. Несмотря на то, что постановку можно было бы назвать традиционной, здесь невозможно не снять шляпу перед качеством работы художника. На это смотришь, не отрываясь, и чувствуешь, что, глядя на сцену, времени зря не теряешь.
Мы бы его тратили зря, если бы только следили за режиссурой, потому что постановка Евгения Писарева в данном случае – работа невпопад. Он стоит на четвертом месте с большим отрывом от остальных.
Тем не менее, спектакль производит весьма отрадное впечатление именно благодаря своему внутреннему содержанию за счет уже обозначенных компонентов – музыки, декораций и костюмов, которые вместе складываются в образец породистого театра…»
***
Вторая страница обзора Алексея Парина посвящена Дягилевскому фестивалю в Перми, который в этом году проходил с 25 мая по 3 июня. Программа фестиваля помимо насыщенной концертной и театральной афиши включает в себя вручение ежегодной Премии Дягилева и традиционные «Дягилевские чтения» в доме знаменитого импресарио.
В жюри Дягилевской премии входят выдающиеся всемирно известные деятели искусства. Среди них: Жерар Мортье, художественный руководитель Teatro Real в Мадриде (председатель жюри); Марина Абрамович, художник, пионер перформанса; Анатолий Васильев, театральный режиссер, педагог, основатель театра «Школа драматического искусства», командор Ордена искусств и литературы; Игорь Гладнев, и. о. министра культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края; Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского; Борис Мильграм, режиссер, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра; Ханс-Ульрих Обрист, руководитель международных проектов Serpentine Gallery в Лондоне, куратор, арт-критик, искусствовед; Алексей Парин, музыкальный критик; Алекс Путс, директор Манчестерского международного фестиваля; Катрин Таска, экс-министр культуры Франции, член Национальной ассамблеи Франции; Дмитрий Черняков, театральный режиссер.
В этом году лауреатами премии стали: мадридский Teatro Real за постановку оперного диптиха «Иоланта» П.И. Чайковского – «Персефона» И. Стравинского (дир. – Теодор Курентзис, реж. – Питер Селларс) и Штутгартская опера (Stuttgart Oper) за постановку оперы Эдисона Денисова «Пена дней» по мотивам одноименного романа Бориса Виана (дир. – Сильвер Камбрелен, реж. – Йосси Вилер, Серджио Морабито).
Комментарий Алексея Парина: «В результате обсуждения жюри было решено присуждать премию (поскольку она носит имя Дягилева) тем проектам, которые по-новому сегодня осмысливают русское искусство и привлекают к нему внимание в мире. Поэтому лауреатами в этом году стали спектакли «Иоланта» - «Персефона» Teatro Real и «Пена дней» Штутгартской оперы».
В рамках традиционных «Дягилевских чтений» в этом году состоялись презентации книг «Биография Сержа Лифаря. Красота от дьявола» Жана-Пьера Пастори и «Дягилев и…» Александра Ласкина. С докладами выступили искусствовед Сергей Голынец, пианист Иван Соколов, историк балета Олег Петров, критик Павел Гершензон и многие другие…
Комментарий Алексея Парина: «То, что сегодня в Доме Дягилева поддерживается атмосфера, проходят ”Дягилевские чтения”, показываются спектакли, идут концерты сложной современной академической музыки – всё это, безусловно, являет собой воплощение дягилевского духа. ”Дягилевские чтения” в большинстве своем представлены авторитетными серьезными исследователями. От себя хотел бы добавить, что, возможно, этой конференции имело бы смысл расширять свои тематические границы. Более интенсивное проникновение в сегодняшний день, очевидно, украсили бы эти чтения…»
В рамках художественной программы фестиваля состоялись: российская премьера балетного спектакля Кеннета Макмиллана «Ромео и Джульетта» (дир. – Теодор Курентзис), мировая премьера сочинения композитора Владимира Николаева «Сквозь разбитые стекла», показ балетов «Свадебка» (постановка – Иржи Килиан, дир. – Теодор Курентзис) и «The Second Detail» (постановка – Уильям Форсайт) Пермского театра оперы и балета, акустический концерт рок-группы «Аукцыон» и др.
Подробности – в рассказе Алексея Парина…