Алексей Парин продолжает разговор о Рихарде Вагнере в контексте становления и развития режиссерского оперного театра. Помимо знаменитого «Байройтского канона» автор вспоминает сценическую историю ранних опер композитора – «Феи», «Запрет на любовь» и «Риенци»…

Он был богом сам для себя и хотел быть богом для окружающих…

Алексей Парин: «Опера «Феи» (первая законченная опера Рихарда Вагнера) была написана в 1833-34 гг. на итальянский сюжет драматической сказки Карло Гоцци «Женщина-змея». Безусловно, каждый раз слушая ее, невозможно не поражаться тому, что уже в самой первой опере, написанной совсем молодым композитором, ощущается тот самый великий Вагнер, от которого у нас “плывут” мозги и захватывает дух. Роза еще не распустилась, но бутон уже имеет цвет того цветка, который скоро расцветет. Это большая романтическая опера, и главная героиня уже обладает внушительным драматическим сопрано – голосом, который впоследствии пройдет через все оперное творчество Рихарда Вагнера.

В «Феях» еще дышит классическая итальянская и французская опера: это еще не та немецкая музыка, создателем которой станет Вагнер. Этой музыкой он же перекроет все достижения немецкой оперы, которые были до него. «Волшебный стрелок» Карла Марии фон Вебера, конечно, выживет, но две другие оперы – «Эврианта» и «Оберон» значительно потесняться, а красота и значительность их музыки померкнет на фоне Вагнера. Были и другие немецкие романтики, которые игрались в то время, но которых Вагнер поглотил почти целиком, и сегодня немецкая оперная музыка того периода ассоциируется прежде всего с его именем.

Вагнер нам интересен еще и в другом аспекте: он наделил оперу прежде невиданным калибром, с которым мы не можем справиться до сих пор. Не секрет, что многим исследователям, музыкантам и композиторам, которые занимаются симфонической музыкой, свойственно несколько пренебрежительное отношение к опере, как к более простому и доступному жанру. Еще Чайковский говорил о том, что музыка – демократическое искусство, и если композитор жаждет широкого успеха, то ему нужно писать оперы. Но когда мы говорим о таком гении, как Вагнер, который практически не писал симфоническую музыку, был всецело театральным человеком, бредил оперой и весь свой гений отдал музыкальному театру, то невольно начинаешь задумываться о значительности оперы. И в этом огромная заслуга Вагнера: ему удалось позиционировать оперное искусство на совершенно новом уровне. Любопытно, но даже те люди, которые не испытывают особой любви к опере и не посещают ее, зачастую в случае Вагнера делают исключение, потому что в их понимании Вагнер – это опера иного качества…»

В фокусе обзора: ранние оперы вагнеровского канона – «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнрин», а также оставшиеся за его рамками – «Феи», «Запрет на любовь» и «Риенци»

***

В финале программы Алексей Парин комментирует новейшую премьеру театра «Новая Опера» – оперу «Тристан и Изольда» в постановке Николы Рааб (муз. рук. – Ян Латам-Кениг).