В рамках юбилейного года Рихарда Вагнера Алексей Парин представляет авторский экскурс в историю исполнения и сценической реализации произведений великого немецкого композитора в России…
Алексей Парин: «Для меня чрезвычайно важно сегодня размышлять о творчестве Рихарда Вагнера. Пожалуй, ни один человек в мире, который любит музыку, без Вагнера жить не может. Да, есть люди, которые относятся к этому композитору нервно и с предубеждением, и не воспринимают его однозначно положительно. Однако подавляющее большинство любителей музыки Вагнера превозносят, считая его абсолютным гением. Я отношусь к этому большинству. Несмотря на многие неоднозначные и даже негативные факты, связанные с именем Вагнера, для меня его место в мировой музыкальной культуре совершенно особое. Без Вагнера невозможно представить себе развитие музыки в целом, и музыкального театра в частности. Возможно, в контексте развития музыкального театра Рихард Вагнер – самый важный композитор. Размышляя о драматургии и режиссуре в музыкальном театре, невозможно не признавать, что именно Вагнер впервые обратил внимание, как должен функционировать современный музыкальный театр…»
Из статьи Алексея Парина для журнала «Театр» – «Прощание с Оперой Ивановной»: Французский театровед Дени Бабле указывает, что современная оперная режиссура рождена Рихардом Вагнером.
Эстетика Вагнера исходит из окончательного отказа раскладывать оперу на составные части, из необходимости создать на сцене особый мир. Что же означает этот мир? Согласно Жан-Жаку Руссо, классическая опера есть «драматический и вокальный спектакль, в котором стараются соединить все чары изобразительных искусств». Согласно Вагнеру, в драме — истинном Gesamtkunstwerk — все искусства сходятся в наибольшем совершенстве, а конечный эффект достигается взаимодействием и совместным существованием того, чем каждое из искусств может быть полезным сцене. Но не забудем об одном практическом действии Вагнера в Байройте — оркестровую яму он полностью скрыл от взоров публики. Проще говоря, современный музыкальный театр возникает там, где опера начинает скрывать свое музыкальное нутро. И не кто иной, как великий композитор, убирает музыку в подполье, не дает ей воли.
Не кто иной, как Вагнер, создатель партий, которые требуют редкой вокальной выносливости (взять хотя бы Тристана и Брунгильду), пишет о том, что в исполнителе ему важнее актер, а певец должен как бы отходить в тень и только помогать актеру. Вспомним залихватские высказывания наших звезд вокала: мол, надо только выйти на сцену и все «залить своим голосом». Посмотрели бы они в глаза грозному обитателю виллы Ванфрид!
Вагнер требовал от певцов соблюдения трех условий существования на сцене. Во-первых, артикуляция при пении должна быть предельно четкой, ясной. Во-вторых, при общении с партнером певец обязан смотреть только на «собеседника» и полностью забыть о зрительном зале. (Ситуация в Байройтском театре с абсолютной тьмой в зале и предельной «утопленностью» оркестровой ямы облегчает эту задачу.) В-третьих, если приходится петь лицом к публике, певцу надо смотреть не в зал, а мысленно устремлять взгляд на кого-то другого, великого, магического, на потухшую бодлеровскую люстру в переносном смысле этого слова. Говоря кинематографическим языком, запрещается смотреть в камеру.
О кинематографическом языке сказано не случайно. «Сцена как мир» ориентируется на экранные качества. В Байройте — с его скрытой оркестровой ямой, вычленением сценического «кадра», темнотой зала — главное внимание направлено на «картинку», на то, что видно. Вспомним, что Всеволод Мейерхольд активно пользовался методом монтажа, чье кинематографическое происхождение очевидно.
***
Программа посвящена истории постановок опер Рихарда Вагнера в России и особенностям взаимодействия музыки Вагнера с русской культурой. Алексей Парин рассказывает о своем личном опыте осмысления ключевых произведений композитора – тетралогии «Кольцо нибелунга», опер «Тристан и Изольда» и «Парсифаль».
Программа включает в себя ретроспективный обзор постановок в России и мире, анализ выдающихся режиссерских концепций, личные впечатления и музыковедческие исследования автора, а также беседу со слушателями в прямом эфире…