Очередная программа из авторского цикла Алексея Парина «И музыка, и слово» посвящена выдающейся оперной певице современности, обладательнице наивысшего колоратурного сопрано начала XXI века – француженке Натали Дессей…

Натали Дессей родилась 19 апреля 1965 года в Лионе. Выросла в Бордо. Еще в школе она опустила букву «h» из своего имени (урожденная Nathalie Dessaix), в честь актрисы Натали Вуд, а позже упростила и написание фамилии.

В юности Дессей мечтала стать балериной или актрисой и брала уроки актерского мастерства. Впоследствии она поступила в государственную консерваторию в Бордо, прошла пятилетнее обучение всего за один год и закончила её с отличием в 1985 году. После консерватории работала с Национальным оркестром Капитолия Тулузы.

В 1989 году Натали Дессей заняла второе место на конкурсе «Новые голоса» (Les voix Nouvelles), проводимом компанией France Télécom. Вместе с победой молодая певица получила возможность в течение года обучаться в Школе лирических искусств, действующей при знаменитой Парижской опере, где она выступала в опере Моцарта «Царь-пастух» (роль Элизы).

В 1992 году она уже выступала в «Опере Бастилия», где исполнила партию Олимпии в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, ее партнером по сцене был тогда Жозе ван Дам. Сама постановка не вызвала похвальных отзывов у критиков, однако дарование Натали Дессей заметили. Роль Олимпии стала для нее судьбоносной: до 2001 года она исполнила ее восемь раз в различных постановках, с нею же дебютировала на сцене знаменитого Ла Скала.

В 1993 году Натали Дессей выиграла международный Моцартовский конкурс Венской оперы. Здесь она остается для продолжения обучения оперному искусству, параллельно выступая на сцене театра. Певица впервые исполняет одну из самых известных и любимых своих партий — Блонды в опере Моцарта «Похищении из сераля». Период работы в Венской опере открывает блистательную международную карьеру певицы.

В девяностых годах прошлого века признание артистки стремительно растет. Она выступает на сценах крупнейших оперных театров мира, среди которых Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Баварская опера, Ла Скала и многие другие.

Алексей Парин: «…Голос Натали Дессей – удивительный. Даже на самых высоких нотах он сохраняет редкостный тембр. Я бы назвал этот тембр искренним. Звук Натали Дессей всегда искренний: каждый раз внутри себя она несет некое человеческое послание, на которое всегда хочется откликнуться. Вспомним одну из коронных ролей певицы – Олимпию из «Сказок Гофмана». Что у нее здесь есть – куплеты и вальс, время звучания куплетов около пяти минут. Однако я никогда не забуду ее выступление в Венской Штаатсопер: время как будто замедлялось и останавливалось, и в этих высоких нотах, в которых, как правило, певицы демонстрируют свою виртуозность и вокальное мастерство, мы слышали удивительную жизненную историю странного одинокого существа. Это ощущение проникновения голоса Натали Дессей прямо внутрь слушательского сердца, как мне кажется, связано с физиологическими особенностями ее звука: какие-то нервные окончания заставляют нас верить ей, о чем бы она ни говорила. Когда Натали Дессей поет, внутри нашего сознания рождается некий архитипический образ, который слепит, овладевает, впечатывается, и от которого невозможно отвлечься…»

В музыкальном сопровождении программы в исполнении Натали Дессей звучит:

Ария Морганы (Г.Ф. Гендель «Альцина»);

Куплеты Олимпии (Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана»);

Ария Царицы ночи (В.А. Моцарт «Волшбеная флейта»);

«Летучий дуэт» Юпитера и Эвридики (Ж. Оффенбах «Орфей в аду», при участии Лорана Наури);

Сцена сумасшествия Лючии ди Ламмермур (Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»);

Романс «Соловей» А.А. Алябьева;

Ария Соловья (И. Стравинский «Соловей»);

Ария Красоты (Г.Ф. Гендель «Триумф времени и разочарования»).