На прошлой неделе в Москве завершился фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере», в консерватории состоялся творческий вечер композитора Александра Вустина, а в Камерном музыкальном театре им. Покровского представили очередную серию показов премьерного спектакля «Холстомер» на музыку Владимира Кобекина. Обо всем этом – в очередном обзоре Алексея Парина…

В фокусе программы:

Творческий вечер композитора Александра Вустина

Московская государственная консерватория, Рахманиновский зал

При участии ансамбля «Студия новой музыки», дирижер – Игорь Дронов

Из пресс-релиза концерта:

Александр Вустин — один из ведущих российских композиторов современности, композитор огромной метафизической силы. Его творчество стоит особняком в ряду представителей поколения «семидесятников» — В. Екимовского, Ф. Караева, Д. Смирнова, Е. Фирсовой. Изощрённая конструктивность его сочинений всегда остается лишь изящной оболочкой для сокровенного, расшифровываемого лишь проницательным духовным взором содержания посланий Вустина к своим слушателям. Мысль композитора проникает во все уголки мировой культуры — здесь эпоха Просвещения и модерн, Гоголь и Платонов, Лагарп, Бетховен, Тютчев, Олеша и Шёнберг. Но везде в них Вустин находит свои потаённые смыслы, которые связывают эти культурные феномены воедино. Эта же метафизическая отсылка к единству духовного мира человечества находит своё отражение и во внутреннем строе его сочинений. Более четверти века композитор эксплуатирует один и тот же ряд из двенадцати звуков, выстраивая на нём большинство своих сочинений.

 

Владимир Кобекин. «Холстомер» (История  лошади)

Опера в двух действиях

Либретто Владимира Кобекина по одноименной повести Льва Толстого

Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

Из пресс-релиза спектакля:

Историю о пегом мерине по кличке Холстомер еще в 1860 году Толстому рассказал известный коннозаводчик А. Стахович. Над этим сюжетом работал его брат, Михаил Александрович Стахович — поэт, автор популярной некогда пьесы «Ночное» и политический деятель, трагически убитый в 1858 году. Тема заинтересовала Толстого, и в 1861 году он начал писать повесть.

В «истории лошади» Л. Толстого — история человеческой жизни. Повесть была закончена в 1886 году и относится к произведениям, созданным писателем после глубокого кризиса и переосмысления им многих земных ценностей.

«Холстомер» Владимира Кобекина, одного из самых исполняемых современных российских композиторов, дважды лауреата премии «Золотая маска», представляет собой новое прочтение шедевра Толстого. Это поистине русская опера, вобравшая в себя лучшие национальные традиции от Глинки до Стравинского и Шостаковича. Колорит ее музыки удивительно соответствует народным образам повести и отражается в широких мелодиях: таких, кажется порой, знакомых, и в то же время звучащих современно. На этом поэтичном фоне сюжет разворачивается динамично и остро. Кобекин — чуткий и опытный драматург — умело расставляет акценты, заставляя зрителей на одном дыхании переживать полную радостей и разочарований судьбу Холстомера.

 

IX Международный фестиваль «Крещенская Неделя в Новой Опере»:

- Джузеппе Верди. «Ломбардцы в Первом крестовом походе»,

Опера в концертном исполнении при участии солистов, хора и оркестра театра «Новая опера, дирижер – Василий Валитов.

- «Viva Verdi!» (фрагменты из всех опер Дж. Верди),

Гала-концерт в двух отделениях при участии солистов, хора и оркестра театра «Новая опера, дирижер – Василий Валитов.