«Американская Лулу», «Ксеркс» и двенадцатичасовой марафон опер Монтеверди на сцене Komische Oper, суровое прочтение «Вишневого сада» в Deutsches Theater и самые новые диски с прилавков немецких рекорд-шопов – все это в очередном музыкальном отчете Алексея Парина из Берлина…
Одной из главных премьер осени в Берлинской комической опере (Komische Oper Berlin) стала «Американская Лулу» («American Lulu») – оперный гибрид знаменитого шедевра Альбана Берга и авторской версии современного австрийского композитора Ольги Нойвирт (Olga Neuwirth). За сценическую реализацию экспериментального проекта взялся известный московский режиссер Кирилл Серебренников. Для него постановка «Американской Лулу» стала режиссерским дебютом в пространстве европейского оперного театра.
По материалам DW: «Знаменитая опера Альбана Берга «Лулу» считается точкой отсчета для музыкального театра XX-XXI веков. Берг написал свое либретто о Лулу, растлительнице и жертве в одном лице, на основе драм Франка Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры». Опера осталась незавершенной, Берг не дописал третий акт.
Австрийский композитор Ольга Нойвирт, одна из самых влиятельных фигур в мире современной академической музыки, взяла партитуру Берга за основу для музыкально-театрального эксперимента «Американская Лулу». Действие перенесено во времени и пространстве: из Германии XIX века – в США времен Мартина Лютера Кинга.
Первые два акта композитор обработала стилистически и по смыслу: все герои оперы – афроамериканцы, борющиеся против сегрегации. Третий акт Ольга Нойвирт дописала сама...»
Что из этого вышло – рассказывает Алексей Парин.
Среди популярных спектаклей в Komische Oper – также относительно новая постановка оперы Генделя «Ксеркс», которую здесь осуществил известный во всей Европе своими экстравагантными сценическими решениями норвежец Стефан Херхайм (Stefan Herheim). В свое время спектакль вызвал горячие споры на тему того, относить ли его к высококлассному режиссерскому театру или к эффектному зрелищу, способному развлечь зрителя, но не обогатить мир искусства. Своими впечатлениями после просмотра делится Алексей Парин…
Однако более всего на этот раз критика радио «Орфей» впечатлил сверхамбициозный проект Komische Oper под названием «Monteverdi Trilogy: Orpheus, Odysseus & Poppea». В течение одного дня публике подряд показывали все три из полностью сохранившихся и дошедших до нас опер Клаудио Монтеверди – «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи». Общее время звучания – более двенадцати часов. Такие показы – в формате оперного марафона – на сцене Komische Oper состоялись всего три раза. На последнем из них, 4 ноября, побывал и Алексей Парин…
Нынешняя поездка не обошлась и без драматического театра – в обзоре вас ждет рассказ о спектакле Штефана Кимига (Stephan Kimmig) «Вишневый сад» по Чехову на сцене Deutsches Theater Berlin.
В музыкальном сопровождении программы – новейшие записи, привезенные из немецкой столицы. Спешите услышать!..