Программа Алексея Парина посвящена одному из самых значительных дирижеров современности – Теодору Курентзису, маэстро греческого происхождения, имя и выдающиеся достижения которого неразрывно связаны с Россией…

Теодор Курентзис родился в 1972 году в Афинах. Окончил теоретический факультет (1987) и факультет струнных инструментов (1989) Греческой консерватории; также изучал вокал в Греческой консерватории и «Афинской Академии», посещал мастер-классы. Обучение дирижированию начал в 1987 году и уже через три года возглавил Musica Aeterna Ensemble. С 1991 года – главный дирижер Летнего Международного фестиваля в Греции.

Источник фото: http://theatre.perm.ru

С 1994 по 1999 гг. занимался у легендарного профессора И.А. Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Был ассистентом Ю. Темирканова в Заслуженном коллективе России Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии.

Помимо этого коллектива, сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским камерным оркестром «Musica Viva», Греческим национальным, Софийским и Кливлендским фестивальными оркестрами. С 2003 года – постоянный приглашённый дирижёр Национального филармонического оркестра России.

Творческое сотрудничество связывает дирижера с Московским театром «Геликон-опера». Осенью 2001 года в театре состоялась премьера оперы Дж. Верди «Фальстаф», в работе над которой Теодор Курентзис выступил в качестве дирижера-постановщика. Также Курентзис неоднократно дирижировал в театре «Геликон-опера» другой оперой Верди – «Аида».

Теодор Курентзис выступал на многих международных музыкальных фестивалях в Москве, Кольмаре, Бангкоке, Картоне, Лондоне, Людвигсбурге, Майами. Дирижер-постановщик мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» А. Щетинского (либретто А. Парина) в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля (2002).

В 2003 году выступил в качестве дирижера-постановщика балета «Поцелуй феи» И. Стравинского в Новосибирском театре оперы и балета (балетмейстер А. Сигалова), в марте 2004 года – оперы «Аида» Дж. Верди (режиссёр-постановщик Д. Черняков), которая была удостоена нескольких наград на «Золотой Маске» (2005), в том числе и в номинации «дирижер-постановщик».

С мая 2004 года Теодор Курентзис – главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В том же году на базе театра создал Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и Камерный хор New Siberian Singers, специализирующиеся в области исторического исполнительства. За пять лет существования эти коллективы стали популярны не только в России, но и за рубежом.

По итогам сезона 2005-2006 гг., согласно мнению ведущих критиков, дирижёр был назван «Персоной года».

Фото - Антон Завьялов. Источник: http://theatre.perm.ru

В начале сезона 2006-2007 гг. Теодор Курентзис вновь выступил в качестве дирижёра-постановщика спектаклей Новосибирского государственного театра оперы и балета – «Свадьба Фигаро» (режиссер-постановщик Т. Гюрбач) и «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер-постановщик Г. Барановский).

Дирижёр широко известен как специалист в области вокала и оперного стиля. С огромным успехом в Москве прошли концертные исполнения опер: «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Золушка» Дж. Россини, «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Й. Гайдна. В рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» 20 марта 2007 года, в день рождения великого пианиста, в Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис представил публике «Реквием» Дж. Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, что звучал на премьере в 1874 году.

Помимо интереса к музыке композиторов барокко и классицизма, удачных опытов в области аутентичного исполнительства, Теодор Курентзис в своем творчестве уделяет большое внимание музыке наших дней. За последние несколько лет дирижёр осуществил более двадцати мировых премьер произведений российских и зарубежных авторов. С осени 2006 года в числе известных молодых деятелей культуры он выступает соорганизатором фестиваля современного искусства «Территория».

В сезоне 2007-2008 гг. Московская филармония представила персональный абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис», концерты которого прошли с феноменальным успехом.

Теодор Курентзис дважды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска»: «За яркое воплощение партитуры С.С. Прокофьева» (балет «Золушка», 2007г.) и «За впечатляющие достижения в области музыкального аутентизма» (опера «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, 2008г.).

В июне 2008 года дебютировал в Парижской Национальной опере (дирижер-постановщик оперы Дж. Верди «Дон Карлос»).

Осенью 2008 года звукозаписывающая компания Alpha выпустила диск с оперой Г. Пёрселла «Дидона и Эней» (Теодор Курентзис, Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble, Камерный хор New Siberian Singers, Симона Кермес, Димитрис Тилякос, Дебора Йорк). (фрагменты записи звучат в программе)

В декабре 2008 года выступил музыкальным руководителем постановки оперы Дж. Верди «Макбет» – совместного проекта Новосибирского театра оперы и балета и Парижской Национальной оперы. В апреле 2009 года премьера с огромным успехом прошла и в Париже.

Источник фото: http://englishclass.jp

В мае 2010 года международный фестиваль Троицы, один из знаменитых музыкальных фестивалей, проходящих в Баден-Бадене (Германия), открылся премьерой оперы «Кармен» Ж. Бизе в постановке Теодора Курентзиса и французского режиссера Филиппа Арло. Затем под управлением Теодора Курентзиса камерный оркестр MusicAeterna и камерный хор новосибирского театра New Siberian Singers исполнили в концертном зале Фестшпильхаус оперу Пёрселла «Дидона и Эней» и псалом Генделя «Dixit Dominus». В августе музыканты  выступили на другом престижном международном фестивале – в Брегенце (Австрия). Оркестр театра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса представил оркестровые сочинения выдающегося композитора XX века Мечислава Вайнберга. В сентябре на  престижном XII Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке прозвучала Первая симфония Прокофьева и Девятая – Бетховена в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Теодора Курентзиса.

В конце января 2011 года на одной из лучших сцен в Германии, в Баден-Бадене состоялась премьера маэстро – опера «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта (режиссер Филипп Химмельман).

Указом Президента России Дмитрия Медведева от 29 октября 2008 года Теодор Курентзис в числе деятелей культуры – граждан иностранных государств – был награждён Орденом Дружбы.

С сезона 2009-2010 гг. известный музыкант – постоянный приглашённый дирижёр Государственного академического Большого театра России, где осуществил  постановку двух премьерных спектаклей: оперы А. Берга «Воццек» и оперы В.А. Моцарта «Дон Жуан» (режиссер-постановщик Дмитрий Черняков).

В январе 2011 года Теодор Курентзис принял приглашение стать художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.