В очередной музыкально-поэтической программе Алексей Парин представляет великого английского поэта и проповедника, крупнейшего представителя литературы английского барокко – Джона Доннна и его современника – английского композитора, королевского певца и лютниста, знаменитого автора «меланхоличных песен» Джона Доуленда…

Джон Донн (21 января 1572, Лондон — 31 марта 1631) — английский поэт и проповедник, настоятель лондонского собора Святого Павла, крупнейший представитель литературы английского барокко («метафизическая школа»). Автор ряда любовных стихов, элегий, сонетов, эпиграмм, а также религиозных проповедей.

Джон Донн родился в 1572 года в Лондоне в католической семье. Его отец был старостой цеха лондонских торговцев скобяными товарами. Мать, Элизабет Хейвуд, также происходила из католической семьи, была дочерью драматурга Джона Хейвуда и внучатой племянницей Томаса Мора. Члены семьи из-за принадлежности к католической церкви не раз подвергались преследованиям со стороны властей. Донн воспитывался в духе католицизма. Учился в Оксфордском и Кембриджском университетах, но ни там, ни там не получил диплома: действовали ограничения, введённые для католиков. Продолжил обучение в школе барристеров Линкольнз Инн.

По окончании обучения Донн вёл рассеянный образ жизни, истратив большую часть своего наследства. В 1596—1597 годах совершил путешествие на европейский континент, участвовал в военных походах Уолтера Рэли и графа Эссекса в Кадис и на Азорские острова. Его первый биограф Исаак Уолтон писал в 1640 году, что Донн не вернулся сразу в Англию, а несколько лет прожил в Италии и Испании, знакомясь с законами и обычаями и изучая языки этих стран.

По возвращении Донн устроился на работу секретарём у влиятельного придворного, хранителя королевской печати, сэра Томаса Эджертона. Влюбившись в племянницу патрона, Анну Мор, втайне женился на ней (1601). Когда Эджертон узнал об этом, он выгнал Донна и добился его заключения в тюрьму. Освободившись из тюрьмы, Донн вместе с Анной поселился в имении её родственников Перфорд в графстве Саррей.

Донн стал знаменитым для своего времени: будучи сам католиком, поэт включился в полемику с католиками на стороне протестантов, написав свои знаменитые памфлеты, в том числе направленные против ордена иезуитов. На полемический дар Донна обратил свое внимание король Яков I. Уверенный в том, что Донну суждено стать прекрасным проповедником, король всячески отклонял просьбы покровителей поэта о предоставлении ему светской должности.

Дважды (в 1601 и 1614 гг.) Донн становился депутатом парламента. Его семья быстро росла — практически каждый код его жена Анна приносила ему по ребенку. Причины перехода Донна в англиканскую веру неизвестны, вероятно это было следствием пережитого им духовного кризиса. Смерть детей (дочери и сына) ускорила принятие Донном важного для него решения. В сонете XVII из цикла «Благочестивые сонеты», посвящённом памяти жены, комментаторы видят доказательства, что именно Анна помогла Донну обрести душевное равновесие после разрыва с католической церковью.

В конечном итоге пожелания короля были выполнены, и в январе 1615 года Донн был рукоположен в сан диакона, а затем и священника. В 1618 году получил степень доктора богословия Кембриджского университета. В ноябре 1621 года стал настоятелем Собора Святого Павла в Лондоне. Джон Донн имел репутацию красноречивого проповедника, обладающего даром убеждения. Сохранилось 160 его проповедей, в том числе и самая знаменитая — «Death’s Duel», произнесённая им в Уайтхолле перед королём Карлом I 25 февраля 1631 года за несколько недель до собственной смерти. В этой проповеди Донн развивал мысль о том, что Христос «покончил с собой чудесным и сознательным излучением души» на кресте. Исаак Уолтон писал о впечатлении, произведённом проповедью Донна на слушателей:

«Многие тогда, видя его слёзы и слыша его слабый голос, признали, что текст был выбран пророчески, и что доктор Донн прочёл проповедь на собственное погребение…»

В фокусе программы – любовная лирика вольного и страстного поэта и священные сонеты, написанные Джоном Донном во второй половине жизни.

Джон Доуленд (2 января 1563—20 февраля 1626) — выдающийся английский композитор и лютнист елизаветинской эпохи, известный своим песенным творчеством и инструментальной музыкой.

О детстве и юности Доуленда почти ничего не известно. 1580 год застаёт его в Париже на службе у британского посла во Франции. По-видимому, Доуленд вернулся в Англию в середине 1580-х, поскольку в 1588 году в Оксфордском университете он получил звание бакалавра музыки. Однако в начале 1590-х Доуленд надолго покидает Англию и, в конце концов, обосновывается при дворе короля Дании Кристиана IV. Лишь в 1606 году он возвращается в Англию, где занимает пост придворного лютниста (1612) при короле Англии Якове I, того самого, который так ценил поэта Джона Донна.

Большая часть музыки Доуленда создана так или иначе для лютни. Среди них – несколько сборников сольных пьес, песни для голоса и лютневого сопровождения, ансамбли с участием лютни. Общее настроение музыки Доуленда, как правило, меланхоличное: недаром одна из его пьес называлась «Всегда Доуленд, всегда печальный» (игра слов, основанная на паронимической близости звучания фамилии Доуленда и лат. dolens).

Музыка Джона Доуленда на протяжении XX века пережила своё воскрешение — как в связи с общим ростом интереса к музыкальной культуре барокко, так и благодаря расширению репертуара академической гитары за счёт лютневой музыки. Знаменитая вариация на тему Доуленда была сочинена Бенджамином Бриттеном для гитариста и лютниста Джулиана Брима. Песни Доуленда исполняли Элвис Костелло и Стинг.

В фокусе программы – музыка Джона Доуленда в исполнении выдающихся английских певцов Альфреда Деллера (контратенор), Эммы Киркби (сопран) и Питера Пирса (тенор).